|
|
Юные коммивояжеры
Шесть лет принципиально
не смотрю телевизор. Много на это причин есть. Владимир Семеныч Высоцкий ласково называл его «ящиком для идиотов», а французский прогрессивный философ Ги Дебор считал телек «сатанинским изобретением». Я с ними полностью согласен.
Телевидение – скопление вавилонского мусора: очень много лишней и ненужной информации, от которой засоряются мозги. Пузатый гомо сапиенс спокойно хавает весь тухляк, который ему втюхивают, с удовольствием живет чужими жизнями – жизнями героев телесериалов, и слушает указания героев рекламы.
А реклама – искусство лжи – мне противна особенно. На днях включил телевизор и специально посмотрел несколько блоков рекламы. И признаюсь, больно стало на сердце. Кругом одни дети – дети рекламируют чай, дети предлагают сок, летают во сне, просят налить и отойти. Надоели уже эти малыши-обманщики! Посмотрел на рекламные щиты – там то же самое. Рекламируют все что угодно: компьютеры, софты, пылесосы, шоколадки, памперсы и прочие жизненно необходимые товары. Благо хоть пиво не пьют с мужиками в бане, не стирают ползунки в «Индезите», не глотают горстями «Жуйдемен»… Порой мне кажется, что корыстолюбцы-рекламодатели скоро пойдут и на это.
Но мне жалко не обманутых дебилов, которым с помощью «красивых детских глазок» впарили левый товар. Меня возмущает, что это делается руками детей. И это опасно прежде всего для самих детей. Чем это плохо?
1. В чем схожи таракан и экскаватор?
В том, что им обоим нет дела до Шекспира. Странная шутка, не правда ли? К чему я все это говорю: в ряде случаев рекламопроизводители настолько доверяются полету своей больной фантазии, что заставляют детей рекламировать такие товары, к которым они не имеют никакого отношения. Например, был такой ролик про огнетушители, в котором главную роль играл ребенок. Зачем ребенку огнетушитель?
Давно идут споры по поводу правомерности использования детских образов в рекламе на уровне Госдумы. Особенно оживленная полемика возникает из-за рекламы товаров, не предназначенных непосредственно для несовершеннолетних. А специальный законодательно утвержденный перечень этих товаров отсутствует. Однако есть такие товары, которые рекламировать могут только киндеры.
«В отдельных случаях в использовании образов детей в рекламных роликах ничего безнравственного нет. Вот, например, малыш ест «Фруто-Няню». Или реклама каких-нибудь подгузников. На ком такую картинку давать? Разве на взрослом дядьке? Поэтому особой проблемы нет – дети же не курят сигареты! Есть более существенные проблемы – детское порно, например. Но это уже из другой оперы», – считает психиатр Ксения Магнитская.
2. Безнравственно
Начнем с того, что работа в сфере рекламы, пиара и массовой информации никогда не претендовала на звание «высоконравственной». Несмотря на формальное существование всяких «кодексов чести» и «сводов этических норм», основным является использование различных брехологических методик – софистика, much ado about nothing (много шума из ничего), гиперболизация и т. п. Проще говоря, сплошной макиавеллизм – «цель оправдывает любые средства».
Олег, работник рекламного агентства:
– Использование образов детей в визуальной рекламе всегда считалось коммерчески успешным приемом. Дети привлекают внимание потребителя и вызывают у него не только положительные эмоции, но и позитивное представление о рекламируемой продукции. Реклама – по большому счету, искусство обмана. Она оперирует несуществующими образами. Реклама представляет вовсе не товар, а всего-навсего его образ, который чаще всего не соответствует качеству товара. Любая манипуляция общественным сознанием, с точки зрения «высоких величин», является безнравственной. Поэтому безнравственно и втягивать в этот обман детей. Насчет того, как распорядится потом судьба ребенком, ставшим рекламной звездой, нельзя дать однозначный ответ. Все зависит от того, как часто он снимается, понимает ли он, что с ним происходит. Если ребенок совсем маленький (до 2 лет), то его хоть каждый день снимай – ему все равно. Его самооценка от этого никак не вырастет. Другой случай – если ребенок находится уже в сознательном возрасте. Там может произойти все что угодно – и завышенная самооценка, и звездная болезнь. Последствия общеизвестны.
3. ПослеслАвие
Есть такое мнение, что купание в лучах славы в несовершеннолетнем возрасте наносит определенный ущерб психологическому здоровью. Звездная болезнь может погубить ребенка – завысится самооценка, и, самое страшное, снизится кризисоустойчивость. А неспособность преодолевать трудности и катаклизмы духовного плана может стать причиной обращения к алкоголю и наркотикам. В зрелом возрасте, естественно, – а в нем они уже перестанут быть нужны рекламодателям. Прецедентов уже было много. Например, актер Макколей Калкин, в десятилетнем возрасте прославившийся главной ролью в фильме «Один дома», снимался до 14 лет. А потом – когда предложения перестали поступать – стал наркоманом и даже получил условный срок. Реклама – искусство менее масштабное, но тем не менее способное «испортить» ребенка.
Однако психиатр Ксения Магнитская не считает, что сия участь ждет всех «юных коммивояжеров»:
– Рекламы конкретно опасной для психики ребенка-актера я пока не видела. На какое-то время он становится известной личностью в кругу друзей, может «зазвездить», но это потом пройдет. Дети обычно довольно быстро свою гордыню укрощают. А как человек воспримет свой уход с телеэкрана – тут нельзя однозначно ответить. Все зависит от человека. НО есть еще другой момент: в среде людей артистичных (читай: повышенно эмоциональных) велик риск алкоголизации. Хотя большинство алкоголиков и наркоманов биологически запрограммированы, поэтому тут еще играет свою роль генетическая предрасположенность. И употребление допинга напрямую не связано с особенностями актерской профессии, а связано с преодолением неустойчивости настроения.
Т. е. все упирается опять же в особенности личности. И не все мечутся в крайности. Взять ту же Елену Проклову – в скольких фильмах она снималась с малых лет, и ничего!
4. Поведенческий
стереотип
Визуальные рекламные ролики не только настраивают потребителя на определенный образ мыслей, но формируют у зрителя определенный поведенческий стереотип. И если взрослый человек во многих случаях не клюет на «замануху», то малыши-карандаши наивно ведутся на россказни всяких телепузиков. «Мама-мама, купи мне то!» – в один голос начинают донимать детки своих несчастных родителей, насмотревшись рекламы про всякие вкусности. В роликах задействованы их сверстники, а дети обычно не хотят быть хуже своих ровесников. На это и рассчитывают рекламопроизводители. Порой они перегибают палку. Так, в прошлом году разразился скандал в московском ГУМе из-за «гениальной слоганмейкерской находки» – на рекламном щите по случаю 1 сентября была сделана поясняющая надпись: «Кто не в Prada – тот лох». Веский аргумент – ведь дети не хотят быть лохами, и они будут до победного клянчить злосчастное шмотье у родителей.
Но реклама бывает опасна не только для детской психики, но и для здоровья. Образы, созданные актерами и каскадерами, согласно заключению Института психологии РАН, у значительной аудитории подростков (основных потребителей рекламируемого товара) могут вызвать желание воспроизвести в реальной жизни увиденное на экране. Особенно это относится к рекламным роликам, в которых используются образы несовершеннолетних, показанных в опасных для их жизни и здоровья ситуациях.
У нас в регионе такое было. Год назад 15-летний житель одного из наших райцентров Рустам А. сломал себе позвоночник, попытавшись скатиться с горы в автомобильной шине. Этот трюк он увидел в рекламе (не будем называть товар по имени, дабы не навлечь на себя ненужного судебного разбирательства), который демонстрировал какой-то подросток-экстремал. «Фокус не удался» – теперь Рустам инвалид. Вот тебе и финты спайдэрмена!
5. Послесловие
Радикальные меры и запреты не помогут. Вспомните историю с пивом: запретили показывать его рекламу до 22.00, и ничего не изменилось. После десяти вечера – одна реклама пива. Так же будет и с запретами «детской рекламы» – хитрые пиарщики что-нибудь придумают эдакое. Например, зарядят телегу про «институт семьи», в котором ребенок является чуть ли не главной составляющей.
Единственный выход – переждать, пока дети перестанут быть привлекательным брендом. А произойдет это скоро – ибо дети в рекламе всех уже задолбали...
Александр ПАРШИКОВ
Опубликовано: 2008-03-13
|
[2008-03-15 13:41:50] Иван Остроумов
Пожалуйста, опубликуйте электронную версию "Молодого" №599.
Что касается статьи, я полностью поддерживаю автора. Вспоминается строчка из песни Ю. Шевчука:" ...а недопохмелившийся народ всё смотрит в телевизор. Там гламур и благодать, нету больше смерти, учат как кому давать продвинутые черти".Относительно рекламы вообщем, считаю что нашему государству пора взять рекламный бизнес под жёсткий контроль и выпускать свою рекламу (по сути - антирекламу). В такой рекламе рассказывать о последствиях алкоголизма, курения и т.д., например: алкогольный цирроз и гепатит, приводить статистику заболеваний и смертности от алкоголизма;от табакокурения в мире ежегодно умирает около шести миллионов человек. Распространение табакокурения в России - самое высокое в мире. Ежегодно в России от причин, связанных с курением, преждевременно умирает более 340 тысяч человек. Каждые шесть секунд табак уносит одну жизнь!
Хотя я понимаю что пока в нашей Гос Думе заседают несколько десятков миллионеров, лоббирующих свои интересы (в том числе и в сфере рекламы), наше государство так и будет прозябать в болотной стабильности.
|
[2008-03-17 17:43:17] САША ПАРШИКОВ
У меня в голове есть идея насчёт социальной рекламы. В ней слишком много позитивных образов. Нужно показывать побольше антинаркотической и антиалкогольной и антисквернословнической рекламы, в которую надо привлекать бомжей, даунов и дегенератов. Тем самым надо внушать массовой аудитории, что мат,курение, бухло и наркота - удел генетического мусора, отбросов и козлов. Вот тогда в сознании людей сложится негативный образ вредной привычки, и они перестанут это делать сами. Ведь кто ж захочет уподобиться бомжу или нищему ублюдку?
|
[2008-03-17 21:12:52] Иван Остроумов
Согласен. А на рекламных щитах нужно запечатлеть лёгкие заядлого курильщика, а также печень поражённую алкогольным циррозом...
|
[2008-03-17 22:36:36] Иван Остроумов
А ещё разместить рекламный слоган, типа: Если ты не бросишь пить, то получишь гепатит, И конечно же цирроз, а в придачу красный нос.
|
[2008-03-18 09:56:34] САША ПАРШИКОВ
Надо всё делать намного жестче и страшнее. Побольше детей-даунов и детей-кретинов показывать - "детей легкого ужина", последствий употребления алкоголя и наркоты.
Конечно, это неправомерно с точки зрения общечеловеческой этики. Но либерально нельзя победить никакие порочные пристрастия.
|
|
Популярное |
На страницах нашей газеты вы найдете, все что интересует
современную молодежь: ВУЗ
Волгограда, вакансии,
жилье
и ипотека, программа
молодая семья. Новости, культура и развлечения, клубы Волгограда, музеи, концерты и кинотеатры!
Лагерь
«Острое перо». Спорт,
здоровье,
безопасный
секс без СПИДа, и многое-многое
другое!
|
|
|