Хороший учитель – загадка для ученика
… До блеска начищенная обувь, строгий черный отглаженный костюм, безукоризненно
белая сорочка, золотистый атласный галстук, приятный запах мужского одеколона.
O, mon Dieu!
Нет, это не мужчина моей мечты, это… УЧИТЕЛЬ моей мечты. Три последних года
он провел в Испании, где работал учителем истории в русском посольстве. А потом
пришел в школу №20, где сейчас и преподает. Александр Петрович Сердюков перевернул
жизнь всей школы. В лучшую сторону. С его приходом настал конец всеобщей школьной
переписке, которая проходила за партами на уроках истории. А еще школьникам
пришлось привыкнуть к устным ответам у доски, которые были для них по этому
предмету очень редким явлением. Но Александр Сердюков не простой историк, а
очень веселый и разносторонний человек. От него можно узнать массу интересного,
полезного и нового.
– Александр Петрович, чем отличается система образования в Испании и в России?
– В Испании все настолько примитивно! Испанские школьники начинают учить таблицу
умножения лишь в 3 классе. И, несмотря на это, не помнят ее, делают расчеты
по калькулятору. Даже алфавит они изучают в 10 классе. Работая в Испании, я
понял, что у подростков отсутствует уважение к учителю. К нему обращаются со
словами: «Эй, ты!». В классе никогда не спрашивают разрешения выйти, все делают
по своему желанию. Для учеников не существует такого понятия, как домашнее задание.
После каждого семестра они сдают экзамен. По его результату учащийся либо пойдет
дальше, либо останется на том же курсе на второй год. Так может продолжаться
несколько лет. И для них это обыкновенное явление, не то, что для нас. Иностранцы,
приезжая в Россию, поражаются тому, что русские дети работают на уроке и выполняют
домашнюю работу.
– Вы считаете, учитель – это призвание?
– Да нет. Многие учителя не приспособлены к школе, не созданы для нее. Если
у педагога огромный и интересный багаж знаний, и он стоит у доски и слова не
может связать, не может полностью выложиться перед детьми, то это, поверь, уже
не учитель. К примеру, уже сейчас многие учащиеся педагогического университета
(мужская половина) заранее знают, что в школу не пойдут работать, а ведь раньше
в учебных заведениях работали только мужчины! Женщины добились своих прав только
после эмансипации. Вчера я был на сборе учителей по поводу ЕГЭ и был поражен
тому, что из 200 человек в зале было всего 6 мужчин!
– Какие у вас требования к ученикам?
– Самое главное – чтобы было желание учиться. Для меня нет любимчиков или нелюбимчиков.
Если отличник не выучил параграф, я ставлю ему «два», если двоечник выучил на
отлично, ставлю «пять». И имею на это полное право. Почему бы нет?
Когда я попросила Александра Петровича рассказать немного о своей биографии,
он отказался. И я поняла: хороший учитель должен быть непременно загадкой для
ученика. И неважно то, как выглядит педагог. Самое главное, чтобы у него было
чуткое сердце, знания, умение научить. Ведь именно от знаний, вложенных в нас
учителями, зависит наше будущее, выбор профессии и дальнейшего пути.
Пройдись по тихим школьным этажам...
Виктория Тихомирова
Опубликовано: 2004-04-29
|