МОДЕРН + ТРАДИЦИЯ = ТРАНСМОДЕРН
Афоризм Гераклита «все течет, все меняется» применим не только к природе, но и ко всем сферам человеческой деятельности. И к культуре в том числе. Направление становится неактуальным, если оно не отвечает потребностям времени. Постмодернизм умер – точнее, исчерпав себя, покончил с собой. И ни один из периодов культурной истории не смог встать в такую позицию...
В середине 90-х назрела новая социокультурная ситуация, которую культурологи обозвали «трансмодерном». Это направление напрямую связано с процессом глобализации – сведению к общему знаменателю всех культур, созданию единой культуры. Трансмодернизм представляет собой синтез традиции и модерна (воспевавшего прогресс) – он отвергает безусловные достоинства прогресса и сводит авангардные-поставангардные параметры к общему уровню. И если раньше искусство рассматривалось с точки зрения его непохожести и новизны, то ситуация «трансмодерна» отвергает такой подход, предпочитая переосмысление традиции через призму модерна. Это и привело к возрождению различных, казалось бы, уже забытых жанров: баллады, пасторали, эпоса, заклинания и даже оды.
Пионер трансмодернизма
Самым ярким представителем этого направления является «молодежный акын», альтернативный шансонье Псой Галактионович Короленко (в миру – Павел Лион). К сожалению, как и многие прогрессивные явления, его творчество считается неформатным – у наших «передовых деятелей культуры» и потребителей, как всегда, «позднее зажигание», и «догонят» они Псоя только лет через десять.
Что же он эдакого вытворяет, этот святой безумец, дерзнувший обозвать себя в честь знаменитого русского писателя? С первого взгляда его песни ничем не отличаются от «вертинских» романсов и французских шансонов в духе Джо Дассена и ничего особенного собой не являют. Но при обстоятельном ознакомлении обнаруживаются зачатки совершенно иного направления, отличного от нафталинного «ретро». В его творческом багаже есть приметы практически всех культур – еврейского клезмерства (песни бродячих артистов), русской (скоморошество, низовая босяцкая песня, пошловатые мадригалы и веселые куплеты), средневековой куртуазной и вагантской поэзии, популярной песни (формат римейка), хип-хопа, американского нью-эйджа (упрощенной подачи религиозного материала) и мн. др. Мультикультурность выражается и в языковом диапазоне – Короленко может использовать в песне сразу четыре языка (идиш, сербский, французский и русский). Псой Короленко: «Я полагаю, что цитаты в моих песнях появляются не столько ради культурологической рефлексии, как могло бы быть в типично постмодернистском тексте, а скорее в качестве спонтанной отзывчивости на получаемую информацию. Мы живем в информационном обществе, и цитаты так же окружают нас, как явления природы. Я вижу их и просто описываю как акын – что вижу, о том и пою».
Философ и специалист в области андеграундной культуры Денис Третьяков считает: «Псоя Короленко многие называют постмодернистским автором. Это не так. В постмодернизме автор умер, а у Псоя, наоборот, автор воскрес! Это не постмодерн и даже не пост-постмодерн, а некая «новая природность». Размышляя над вопросом возможности применения гегелевских законов диалектики к песням современных авторов, я пришел к выводу, что существуют редкие авторы, песни и в целом творчество которых, если пользоваться законом «отрицания отрицания», представляют собой безусловный синтез. Есть поэты патриархального склада – Клюев, Есенин, прочие традиционалисты. А есть, в противовес им, модернисты, традицию отрицающие. Но вот у нас в стране появилось небольшое количество авторов, творчество которых представляет собой третий этап в диалектических законах гегелевской «Философии природы», то, что Гегель именует «синтезом». Псой Короленко, я считаю тебя именно таким автором, причем в твоем творчестве этот природный синтез выражен наиболее адекватно, талантливо и по существу. И «легкость», игривая подвижность твоих песен как раз и порождена этой новой природностью, именуемой «трансмодерном». У вас в Волгограде тоже есть такой автор – Бранимир. Его творчество очень даже вписывается в рамки этого направления».
Трансмодерн
в Волгограде
Бранимир – молодой волгоградский рок-бард, известный всей российской андеграундной тусовке. Он гастролирует по стране, но принципиально остается в подполье – «там грязи меньше». К присвоению титула «трансмодерниста» он отнесся с удивлением:
– Сам я никогда себя не считал приверженцем этого культурного ответвления и, честно говоря, даже не задумывался, в какой степени мое творчество откликается на эту современную тенденцию. Как меня только ни называли – и продолжателем «башлачевской традиции» (Александра Башлачева считают родоначальником жанра «русский рок»), и сатанистом, и фашистом, и антиклерикальным шансонье – много всяких ярлыков, короче... На самом деле я всегда (на бессознательном уровне) работал в рамках православной традиции, рассматривая ее через призму модернистических идей (в том числе и смерти бога) и используя вычурную и эпатажную формы подачи текстового материала. В своих песнях я использую архетипические образы из разных культур – ведической, исламской, кроулианской и др. Иными словами, синтезирую старое и новое – а это отвечает требованиям ситуации трансмодерна.
Диалог культур
Основная задача трансмодернизма – сохранить все культуры и дать им возможность сотрудничать и развиваться в совместном мире. Идея, в общем-то, неплохая. Но есть одно препятствие: нежелание некоторых культур вести диалог. Они построены на «негативизме» – отрицании, разрушении. В то время как идеология культурного плюрализма предполагает, что все культуры ориентированы на сотрудничество и конструктивность.
Некоторые прогрессивные русские философы относятся к трансмодерну настороженно. Например, Владимир Кутырев в работе «Философия Иного» считает новое направление очередной тупиковой ветвью: «Скольжение к ничто, к самоотрицанию... питается пост- и трансмодернистской идеологией и другими, пусть новационными, но в силу глухоты ко всему, кроме себя, бессмысленными формами мысли. В них выражаются безжизненные тенденции ноотехносферной цивилизации. Все «смерти» – Бога, автора, субъекта, человека, все «пост» и «транс» – от бытия и природы, до логоса и науки – служат сотворению пустоты, освобождают место для торжества техногенной цивилизации. Шагая по Концам Бытия, трансмодернизм ведет нас к светлому будущему Иного – в небытие».
Постмодернизм не продержался и полвека. Посмотрим, сколько протянет трансмодерн.
Александр ПАРШИКОВ
Опубликовано: 2008-02-28
|