Как обратиться к миру, чтобы сердце запело?
…Когда идешь по школьному коридору и через чуть раскрытые створки дверей слышишь незнакомый язык, прекрасное пение, хочется замереть и слушать.
Я считаю себя довольно привередливой в выборе музыки, но то, что я услышала, превратило меня в поклонника голоса без поддержки инструментов. И я решила встретиться с людьми, которые покорили меня: Татьяна Николаевна Кутузова, учитель по музыке в школе «ОР АВНЕР», и Эмилия Френдель – незаменимый второй голос в хоре «Левовот ширим» (поющие сердца).
– Что дает детям хор?
Татьяна Николаевна: По большому счету это для души. Цель не в том, чтобы дать какое-то специальное образование, для этого есть музыкальные школы, но такой специфики в них нет. А, кроме того, мне кажется, в нашей школе, как нигде, дети получают еще и сценический опыт, мы много выступаем, у нас очень насыщенная программа, везде стараемся участвовать в открытых мероприятиях.
– Я знаю, что с детьми, особенно когда их много, трудно работать, их очень сложно воспитать. Как вам удается дать воспитание… музыкой?
Татьяна Николаевна: Когда мы занимаемся на наших уроках, я стараюсь прививать эстетический вкус: к прекрасному, к извлечению звука, ведь каждый поет по-разному. У каждого коллектива есть свой звук, то, чем он отличается от других. Вкус в музыке, я думаю, в любом случае помогает людям отличать хорошее от плохого. Я использую для этого музыкальные приемы, которые помогают детям раскрыться. Еще есть у нас дыхательная гимнастика, когда дети устают, есть расслабляющие занятия. Но наш ансамбль отличается от фольклорных. Например, в русских народных ансамблях все в прибаутках, в играх, в нашем случае все посложнее. Мы стараемся развивать музыкальный слух. Вот Эмма у нас незаменимый второй голос, у нас очень мало музыкально образованных детей в школе, тех, которые умеют читать ноты, сложно на уровне общеобразовательной школы научить их на слух и на слух это удержать, не видя нот, крайне сложно.
– Что для вас музыка?
Эмма: Поначалу я ненавидела музыку (я занималась на фортепиано в музыкальной школе). Но потом меня перевели в другую музыкальную школу на хоровое пение, и мне понравилось. И когда я начала заниматься с Татьяной Николаевной, мы начали «выстраивать» второй голос, так я пришла к тому, что есть сейчас.
– Эмма, а ты не хотела бы сделать сольную карьеру, петь на сцене?
Эмма: У меня есть планы на будущее. К нам в Волгоград приезжала «Минута славы», я приехала поздно, ребята там пели хорошо, и я не пошла... Сейчас жалею, надо было попробовать. Хотелось бы попробовать себя не в школе, а выйти на другой уровень, более высокий.
– А какие мотивы – грустные, веселые – вы используете с хором в пении?
Татьяна Николаевна: Все зависит от праздника. Каждый праздник связан с какой-то историей. На празднике пурим не может быть грустных вещей, это праздник-карнавал. Но грусть тоже бывает разной. Бывает светлой, трагической. И в еврейской истории есть такие страницы, например Холокост, тут уже не споешь веселую песню. Там больше лирические трагические песни.
– Хотелось бы услышать, что могут пожелать творческие люди друг другу, как ученик учителю и учитель ученику.
Татьяна Николаевна: Успешности во всем, но самое главное – состояться как личность.
Эмма: Хочу сказать большое спасибо Татьяне Николаевне, пожелать еще много учеников, которые будут заниматься в музыкальных школах и хорошо петь. Прежде всего желаю ей здоровья, счастья, чтобы еще много лет проработала в школе, оставалась такой доброй, красивой, и хотелось бы, чтобы ребята ее не огорчали.
Екатерина Кравченко
Опубликовано: 2008-02-28
|