|
|
«Араш». Спектакль
о жизни после депортации
На этой полосе, в «Культтяпке», мы уже упомянули Калмыцкий республиканский театр юного зрителя. И неслучайно – очень сильный и запоминающийся спектакль они показали.
Пьеса «Араш» повествовала о жизни семьи Батуевых в глухой и холодной Сибири, куда их по приказу Иосифа Виссарионовича (28 декабря 1943 года – если быть исторически точным) принудительно депортировали вместе со всем калмыцким народом. Режиссер-постановщик не стал вникать в причины этого «великого переселения», ибо момент довольно спорный. Главная эстетическая задача спектакля – показать, как исторические события влияют на жизнь отдельно взятой семьи. Ведь обычный человек есть не что иное, как «строительный мусор истории», «пешка, которая ничего не решает».
На сцене параллельно разворачиваются два действа: одно – бытовое, другое – мистическое. Поговорим о первом пласте. Перед нами простые люди: парнишка Араш, его безногие мать и дядя (ноги ампутировали после сильных обморожений). Последние двое всю пьесу сидят и вспоминают о своей родине, тюльпанах и калмыцком чае, жалобно завывают, ропщут на свою горькую нелегкую судьбу и проклинают войну – иными словами, создают гнетущую обстановку. Не предается смертному греху уныния только Арашка – играет в самолетики, бегает встречать поезда, надеясь встретить там своего отца-летчика (который погиб). Ничего утешительного, ничего оптимистического в пьесе нет. Она началась смертью бабушки Араша и закончилась смертями мамы и дяди. Типичный платоновский прием игры на нервах – «искусство задевания за живое».
Мистическая панорама неотделима от бытовой. На заднем плане мельтешат черные духи смерти и их бессменный дирижер – они вращают колесо истории, они толкают новые солдатские эшелоны, спешащие на фронт, они хладнокровно взмахивают своими ненасытными косами и забирают свежие души.
Игра актеров тоже великолепна. Однако калмыцкий театр отличается от нашего «разухабистого»: восточное лицедейство характеризуется повышенной эмоциональностью, актеры очень собранны и очень загадочны. Чувствуешь, что калмыцкая душа устроена гораздо тоньше, чем кажется, – буддисты не тратят свою внутреннюю энергию понапрасну. Это сказывается и на искусстве – оно завораживает не экспрессией, а гармоничностью.
Я бы мог еще долго рассуждать о калмыцкой эстетике, но для этого не хватит целой полосы. Просто скажу: если представится возможность посмотреть спектакль «Араш» – не упустите. Вещь очень достойная.
Опубликовано: 2008-02-07
|
|
Популярное |
На страницах нашей газеты вы найдете, все что интересует
современную молодежь: ВУЗ
Волгограда, вакансии,
жилье
и ипотека, программа
молодая семья. Новости, культура и развлечения, клубы Волгограда, музеи, концерты и кинотеатры!
Лагерь
«Острое перо». Спорт,
здоровье,
безопасный
секс без СПИДа, и многое-многое
другое!
|
|
|