РАСПИШИТЕСЬ!
Самое важное в жизни –
угадать свое предназначение. Если «душа поет» за каким-то занятием – верный признак того, что вы на правильном пути…
Язык
до творчества доведет
Не думала, не гадала Тамара Тимофеева, получив образование радиоинженера, что увлечется абсолютно далеким от ее профессии занятием – росписью самоваров. И тем не менее…
– Сначала я работала в Грязинской фабрике города Липецка, где делают сувениры, – рассказывает она, – начальником вычислительного центра. Но цех был создан больше для проформы. Работы было мало, свободного времени много.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что Тамара Николаевна подружилась с двумя фабричными художницами. Для тех общение с большим начальством превратилось в конкуренцию друг с другом. Каждая старалась привлечь к себе как можно больше внимания, а поскольку виделись все на фабрике, то и разговор обычно касался рабочего момента. Переговорив все темы, мастерицы начали показывать свой процесс создания рисунка, объясняя каноны росписи и делясь личными секретами.
– Так меня и вовлекли в творчество, – продолжает рассказывать Тамара Николаевна. – А тут возьми да и случись перестройка: радиоинженеры стали не нужны, и я осталась у разбитого корыта.
Свободное время распахнуло объятия эксперименту. Тамара Николаевна вернулась в Волгоград и стала использовать на практике полученное «фабричное» образование. Красила все, что под руку попадалось. На свой лад расписала скучный ночник, потом расцветила разделочные доски, ложки, чашки и деревянные предметы интерьера. Дошла очередь и до самоваров. Тут-то женщина и поняла, какого интересного занятия ей не хватало.
Рисуя поролоном
и спичками…
Отныне вместо того чтобы просто чай попить, Тамара Николаевна проделывает с самоваром разные штуки. Перед созданием «самоварного рисунка» нужен спецнастрой. Мастерица должна отрешиться от дел насущных, дабы ничто не препятствовало воспарению в мир идей. Погрузившись в состояние беспечности, она ждет удобного момента и ловит будущий рисунок «за хвост».
– Сначала появляется чувство глубины космоса, – рассказывает она о рабочих ощущениях, – а потом видишь уже готовую работу, как правило, это птица счастья. Сразу настраиваюсь на позитив и такое согла
сие с самой собой чувствую необычайное!
Чтобы самовар стал красивым, его сначала основательно прогревают. В раскаленную печь он входит, защищенный «костюмом» из эмали и «волшебной» добавки. Из печи его вынимают золотым и намечают контур будущего рисунка. Разукрашивать его – хитрая штука. На то вынимаются секретные «кисти»: поролон, заточенная сожженная или обмотанная ваткой спичка, применяется и настоящая беличья кисть, правда, ощипанная так, что из нее торчит один, максимум три волоска. А когда начинается время «тет-а-тет с самоваром», тогда весь мир подождет. И дожидается-таки – чудо-машину из сказки.
Самовар
как часть гардероба
Со своими самоварами Нина Тимофеева посетила не одну выставку – полсвета объездила. Мастерица сделала интересные наблюдения о том, как воспринимают сей истинно русский объект иностранцы.
– Для американцев это декоративная экзотика, им все равно, самовар перед ними или маска племени мумба-юмба, – говорит она. – Немцы очень тонко чувствуют русскую роспись, у них что-то отзывается в душе – глаза как-то по-особому загораются. Китаю, Японии нравятся красивые вещи, но они к тому же народ практичный: для них важно, что самовар не только симпатичная штучка, но еще и электроприбор, которым можно пользоваться. Французы воспринимают его просто как кусок чужой культуры. Пожалуй, самое эмоциональное, близкое нашему восприятие – у жителей Марокко.
Так получилось, что самоварных дел мастерицей заинтересовались сильные мира сего. В результате ее работы «ушли» к таким непоследним людям, как мэры Торонто, Нью-Йорка, Еревана, по самовару получили Анатолий Иванов, Юрий Бондарев, генерал Калашников, правая рука патриарха митрополит Кирилл, да и представители английской аристократии теперь тоже попивают утренний чаек а-ля «раша».
– Никите Михалкову работу лично вручала, – рассказывает Тамара Тимофеева. – Это человек подчеркнуто русский, излишне акцентирующий свою национальность. Как и положено, принимая дар, он не смог удержаться от такого красивого «патриотично-православного» жеста, как троекратное лобызание. А вот простые люди гораздо трогательнее себя ведут. Помню, на одной из своих выставок молодожены принесли самовар и попросили расписать его. Сделала. Пять лет спустя, тоже на выставке, ко мне подходят какие-то люди и спрашивают: «Не вы ли случайно нашим знакомым самовар расписали?» – и описывают мою работу. Оказалось, все это время они смотрели на него при каждом чаепитии и втайне завидовали. Упросили и их самовар расписать.
Были у Тамары Тимофеевой и необычные заказы, например, разрисовать самовар под определенный сервиз, скатерть или занавески. Но больше всех удивила и запомнилась просьба сделать рисунок под шарфик, до сих пор она смеется: да, наверное, хозяин, выходя из дома и повязывая шарфик, будет с собой в качестве дополнительного к нему аксессуара брать самовар…
Мы в восхищении рассматриваем пузатые, яркие, радостно-праздничные самовары. А Тамара Тимофеева продолжает делиться творческими открытиями.
– Есть «поза лотоса», а есть «поза самовара», – улыбается она, – это когда три часа сидишь, застыв в одном положении и практически на весу держа килограммовую посудину, разукрашиваешь ее.
Последняя поза ох как знакома Тамаре Николаевне, а в особенности ее спине и пояснице. Но это для нее – пустяки, дело житейское.
– Самое трудное то, что на центральную часть рисунка приходится самоварный краник, – указывает художница. – Да вдобавок поверхность у этого «чайного» предмета неровная, нужен очень хороший глазомер, чтобы правильно выстроить композицию.
Это, пожалуй, единственный момент, когда мастерице пригодились ее математические познания. Да, пожалуй, если что – и починить самовар она с легкостью сможет.
Мария ЧАСОВИТИНА
Опубликовано: 2008-02-07
|