Преемственность
Один из классиков писал, что «мы живем в мире, пронизанном мыслями и чувствами наших предшественников». Проще говоря, «новое – это хорошо забытое старое». Самому высосать из пальца что-то новое невозможно: идеи не могут возникать сами по себе и в больших количествах сразу. Как можно написать, например, 400 или 500 стихотворений «с бухты-барахты»? Для этого нужно, чтобы у тебя где-то был источник, а желательно – много источников из разных традиций. Любой творец является наследником какой-либо традиции. Эпатажный Эдуард Лимонов явно восхищался произведением Генри Миллера «Тропик Рака», а сам Миллер – средневековым поэтом-узником Франсуа Вийоном, который, в свою очередь, с упоением читал античного язвителя Архилоха (своими пошлыми стишками этот филологический изверг довел одну особу до самоубийства). Но никто не говорит о плагиате. Каждый привносит в традицию что-то новое, свое. Без развития традиция чахнет и гибнет.
С вами ведущий стихорубрики Александр ПАРШИКОВ
Свое направление Маша обозначила как «философская поэзия». И абсолютно верно. Русская литература знает только двух мощных поэтов-любомудров – Пнина и Попугаева, ну и еще Антиоха Кантемира. Очень трудно сочетать глубину мыслей и последовательные рассуждения с изяществом слога. Но у Марии это, по-моему, хорошо получается.
Афанасьева Мария
Пчелки
Мы в сотых квартирах зарыты,
Застыли у белых коробок с экраном.
Где радость и смех? Докажите,
Что зло – это лучшее, бредить обманом.
Мы пчелы, ужалить готовы в момент
Любого, кто истину светом откроет.
Мы кровью польем вечный лозунг на стенд:
За месть в этой жизни жить все-таки стоит!
Погрязли, исчезли, но след на потомках
Оставили, чтобы запомнили все!
Попробуй пожить на душевных обломках,
На трещинах правды, покрытой везде.
Нет, мир не прекрасен, я все понимаю.
Не нужно кричать, что опять шутишь ты...
Скрывать ни к чему, все давно уже знаю,
Лишь вы все в неведенье рвете цветы...
***
Герой
Мою душу насилуют правила, нормы.
От меня остается одна оболочка.
Этот мир держится каплями крови.
Я бессильна одна, я порочна.
Травма сердца, сосудов куски на полу,
Мои легкие так тяжелы от куренья.
Ощущенье того, что нескоро умру,
Угнетает, приводит в забвенье.
Одеваю пальто – шаг, второй в темноту,
Отдохнуть я хочу, я для всех недоступна.
Крыльев взмах за спиной, не хочу! Улечу!
Телефон отключу, как «герой», я преступна.
***
Подлый малый
Тень свободного силуэта,
Блеф отвратного игрока,
Лик безмолвного портрета–
Добро пожаловать сюда.
Ночь окутывает сознание,
Дрем приходит после двух,
Ты присутствуешь на опознании
Мертвых сонных душ.
Два сверкающих желанья –
Твои глаза сжирали все!
Твой ум не знал сего познанья,
А сердце выносило гнет.
Ты лжец, безумец, подлый малый,
И ради цели ты на все готов!
Тебя ни шторм, ни обточены скалы
Не устрашали, твой улов
В реке Миров таки на славу!
Велик не по размеру слов!
По сути, ты есть подлый малый,
И это знает только Бог.
О простых вещах часто трудно говорить простыми словами. Многие прозаики начинают что-то мудрить, лезть в какие-то абстрактные категории, корректно и грамотно изъясняться – но все это не то. Словоблудие, да и только! «Искусством описания простых вещей» в России сейчас виртуозно владеют только два человека – Петр Мамонов и Евгений Гришковец. Света Хазамова в эссеистической форме рассуждает о времени, избрав в качестве ключевого описательного приема «поток сознания». Хочется искренне надеяться, что Света будет шлифовать и оттачивать свое мастерство и в будущем достигнет вершин Гришковца и Мамонова.
Хазамова Светлана
Время
Время. Как ты понимаешь это слово? Его можно понять по-разному. Кто-то бежит за временем, кто-то его догоняет, а кто-то уже опоздал...
Задумайся над моими словами!
Если ты бежишь, то, думаю, ты еще успеешь его догнать, а, может, даже идти с ним в одну ногу. Если ты всегда догоняешь – это хорошо, потому что ты не опоздал. А если вдруг ты опоздал?! Прошли секунды, минуты, часы, годы. Ты думаешь, что все уже потеряно, и не знаешь, как вернуться назад? Двери назад уже закрыты! Там ты уже был, но хочешь изменить свое прошлое?
Не нужно возвращаться! Иди вперед! Лучше измени свое будущее! Чтобы люди от тебя не отворачивались, а протянули тебе руку помощи.
Вообще женская лирика – сложная штука. Вереницы тонких ощущений и причудливых образов, которые мужской мозг правильно понять просто не в состоянии. Замечательное стихотворение с явно футуристическим названием «…ся» (Скажите, круто! Крученых, Хлебников и Бурлюки – просто вовремя не утопленные щенки!) – как раз из разряда жемчужин «женской поэзии». Его автор призналась, что она без ума от Максим – нет, не от «Максим» Лабрюйера и даже не от «Максим» Ларошфуко. Максим – это такая молодежная певица, которая, честно говоря, мне самому очень нравится.
Марчукова Катя
...ся
Остаться
В этом мире надолго...
Пытаться
В нем разобраться немного...
Забыться,
Но только вспомнить моменты.
Напиться,
Отбросив все сантименты.
Укрыться
От всех людей на планете.
Ложиться,
Как спать ложатся все дети.
Замерзнуть –
Потом немного согреться.
Примерзнуть
И прикипеть к нему сердцем.
Влюбиться,
Забыв про все остальное.
Родиться,
Как это чувство больное.
Ругаться,
В душе не смея обидеть.
И мчаться,
Вдруг разучась ненавидеть.
Духовное стихосложение никогда не будет частью массовой культуры. Как говорил один мой друг («тоже, кстати, академик, три класса образования»): «Постижение Абсолюта – это вам не ваньку валять». Для решения аксиом метафизического плана необходимо проделать кропотливую духовную работу. Шедевры боговдохновенной поэзии – псалмы Царя Давида. И с тех пор, как я с ними ознакомился, ничто меня так не восхищало. Пока к нам в редакцию не пришли потрясающие стихи Ивана Савина.
Иван Савин
******
Я свою любовь оставлю,
Как сына Бог оставил на кресте.
И небо плачет алой кровью –
Так, значит, будет на холсте
Творить художник в горе
Море, солнце, берег, звезды,
Обнаженные тела в прекрасных позах
И слезы на лице Марии.
А вкус сего великолепия
Лишь дразнит алчность его.
Хронически больной от недостатка света
Забыл, что есть покой.
Закатом сиганет его душа
В пространство буйных океанов,
И будет жить она, спеша
Меж вечной тайны и обманов.
Опубликовано: 2008-01-17
|