ура сталинграду!
Мы чествуем вас, дети Сталинграда, Нам неизвестны ужасы войны. Вы исходили все круги земного Ада И в прах разбили легионы Сатаны. Вы выстояли, вы переломили Фашистской Сцилле титанический хребет! Мы помним вас, герои, мы гордимся Победой вашей – самой важной из побед.
Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего. Знание кровавых страниц истории может предотвратить повторение старых ошибок.
История Великой Отече- ственной войны полна разных страниц. В ней есть и боль поражений, и радость побед. Но главное, в ней есть примеры непреклонного мужества, есть стремление жить, несмотря ни на что, преодолевая все ужасы и лишения войны. Победа под Сталинградом стала символом стойкости и самоотверженности, которые проявились и после окончания битвы в период восстановления города. Особое место здесь занимает история возрождения школьной системы. Учителя делали все, чтобы дети-подранки адаптировались к мирной жизни. …В первые же месяцы после освобождения города учителя, прибывшие из эвакуации, «вступили в бой» за школу. Учебный год в районах города был начат в разные сроки. 1 февраля 1943 г. – в Кировском районе. В Ворошиловский район спустя неделю после окончания битвы вернулись семь учителей. Они приступили к учету детей, разыскивая их по подвалам и блиндажам. Первые учебные занятия здесь начались в конце февраля 1943 г. в полуразрушенной квартире учительниц сестер Лучинских с 14 учениками. Школа № 100 Ворошиловского района размещалась в небольшом доме, состоящем из одной комнаты. Средняя школа № 50 располагалась в нижнем этаже здания медицинского института. К 20 февраля в районе насчитывалось 20 школьников... Педагогический коллектив Тракторозаводского района в первые дни после окончания боев состоял лишь из учителей Скопцовой, Тельбуховой и Калининой. 5 марта ими была открыта начальная школа в поселке Рынок, 2 апреля – неполная средняя школа на Верхнем поселке тракторного завода. Окна были забиты досками, заложены кирпичом, вместо парт – ящики из-под снарядов. В одной комнате иногда занимались все классы – до 70 человек сразу! Возобновление школьных занятий означало возвращение к старой (многими уже забытой) мирной жизни. А родители юных сталинградцев приспосабливали и обустраивали уцелевшие коробки зданий для жилья, восстанавливали город. В апреле 1943 г. из 5317 «учтенных» детей было охвачено школой только 85%. Почему не все ходили в школу? Основные причины – тяжелое материальное и психическое состояние учащихся и то, что далековато приходилось из дома ходить в школу. Мешала учиться как следует и «текучесть» детей – из-за перевода в другие школы, в том числе в ремесленные училища; переезд с родителями на новое место жительства; работа на производстве и дома. Война возродила детскую беспризорность. Борьба с ней затруднялась перегруженностью школьных зданий, отсутствием детских внешкольных учреждений – мало осталось помещений, да и те определялись под жилье и госпитали (еще долго после войны в стенах школ лечились раненые). В конце 1945 г. в помещении школы № 48 размещался детский сад, сапожная и бондарная мастерские, артель инвалидов, автошкола и частные лица. В школе № 9 часть территории была занята бензозаправочной колонной обкома партии и складом сельхозснаба. Но трудности военного времени не остановили возрождение школьной системы. Благодаря самоотверженному труду учителей и жителей города Сталинград вновь стал очагом развития промышленности и культуры. И мы должны помнить это. И быть благодарными!
Алена АРЕФЬЕВА
Опубликовано: 2008-01-31
|