Владислав Усков умер в больнице, не дождавшись лекарства…
Главные события в их жизни – свадьба, рождение сына – случились недавно. Наташа Ускова перелистывает семейный альбом.
– Знаете, эти пять с половиной лет были для меня самыми счастливыми, – произносит она. – Я ни разу не пожалела, что вышла замуж за Владика.
Маленький Данилка сидит на руках у мамы. Недавно он сделал первые шаги. Пока родные объясняют ему, что папу забрали в больницу. И как только скрипнет дверь, малыш поглядывает, не вернулся ли папа…
Выбор сделан
Поначалу история молодых жителей Фролово Наташи и Владислава Усковых выглядела вполне типичной для жителей провинциального городка. Познакомились в юности, стали встречаться. Окончив техникум, Влад задумал поступить в Волгоградскую академию МВД. Получил направление, прошел медкомиссию. Но сдать вступительные экзамены не получилось: военкомат вручил повестку. Провожая его в армию, Наташа обещала, что будет ждать его. Вскоре новоиспеченный солдат сообщил, что служить его направили в Ростовскую область, во внутренние войска МВД. Это сулило парню из глубинки неплохие перспективы: командование обещало, что после демобилизации он может поступить в академию МВД вне конкурса. Судьба распорядилась по-своему...
Спустя 8 месяцев Влад возвратился домой. «Комиссовали по здоровью», – скупо сообщил он родным и любимой девушке. Выглядел молчаливым и грустным. Наташа понимала, что на душе у него творится неладное. Но с расспросами не лезла.
Комиссованный солдат постоянно ездил в Волгоград, говорил, что теперь ему нужно регулярно обследоваться и проходить лечение. Друзья и родственники все настойчивее стали спрашивать: когда же молодые справят свадьбу? Наташа в такие моменты лишь вопросительно поглядывала на Владика, а тот все отмалчивался да переводил разговор на другую тему. Но однажды, когда влюбленные остались наедине, он первым завел разговор.
– У меня обнаружили рак костного мозга, – сказал вчерашний солдат, пристально глядя в глаза своей девушке. – Сколько дней мне отпущено, никто не знает. Если ты оставишь меня и выйдешь за другого, я не обижусь.
Наташа слушала, не проронив ни слова. А потом твердо сказала:
– Никто другой мне не нужен.
Узнав, что молодые собираются в загс, мама Владика побежала к Наташе:
– Зачем же ты, глупенькая, калечишь свою судьбу! Болезнь у него страшная, долго, наверное, не протянет.
Наташа попросила родных лишь об одном: не нужно свадебных торжеств, они распишутся по-тихому, потому что не хотят сочувствия и советов.
Незадолго до регистрации Влад сказал, что им необходимо вместе съездить в Волгоград, в онкологический диспансер: его лечащий врач хочет поговорить с будущей женой.
– Хочу вас предупредить, что заболевание серьезно, – сказал Наташе доктор. – Возможно, у вас не будет детей. Но известны случаи, когда пациенты с такой болезнью доживали до старости. Главное, Владик должен ежедневно принимать лекарство «Гливек». Если пропустит хотя бы один день – могут наступить необратимые последствия.
Еще доктор сказал, что семейная жизнь наверняка пойдет его пациенту на пользу, а потому он от души желает им счастья.
Берегись эксперта!
Молодые все же поддались уговорам родителей и свадьбу справили, как положено, в подвенечных нарядах, пригласив гостей. А потом ушли жить на квартиру. Окончив профучилище, Наташа устроилась продавцом. А Владу дали
2-ю группу инвалидности. Концы с концами сводили с трудом, молодому супругу постоянно приходилось ездить в Волгоград, чтобы сдавать анализы в онкодиспансере и проходить лечебные процедуры. Спасительный препарат, как узнала Наташа, стоит непомерных денег – 120 тысяч рублей за упаковку. Но поскольку Влад состоял на учете в онкологии, лекарство ему выделяли бесплатно через местную аптеку «Волгофарм».
Со дня их свадьбы прошло 5 лет, детей у них так и не было. Столь болезненная тема в их семье никогда не обсуждалась. Федеральный закон о замене льгот денежной компенсацией стал для семьи Усковых роковым. В 2006 году во фроловской аптеке начались перебои с лекарствами по бесплатным рецептам. На протяжении трех месяцев Влад не мог получить жизненно необходимый «Гливек». На все расспросы местные фармацевты лишь разводили руками: дескать, произошли сбои в системе учета льготников, оттого и случился перебой с бесплатными лекарствами. Отчаявшись, молодой льготник обратился к депутату областной Думы Виталию Шестакову, когда тот приехал в своей округ. Окончив прием граждан, депутат отправился в ту самую аптеку, чтобы прояснить ситуацию. Увидев высокопоставленное лицо, заведующая аптекой начала жаловаться на «объективные трудности». Но положенную Владу упаковку «Гливека» все же отыскала.
Депутат уехал, а местные чиновники от медицины затаили обиду на жалобщика. Подошла пора проходить очередную врачебно-экспертную комиссию, чтобы переосвидетельствоваться на предмет болезни. Внимательно рассматривая результаты анализов Владислава Ускова, строгие эксперты заявили, что онкологическое заболевание в такой фазе не может длиться столь долго. А посему 2-ю группу инвалидности с пациента надлежит снять.
Чтобы найти средства к существованию, ему пришлось утроиться электриком на полставки. Работать на полную ставку было невозможно: нужно было каждые две недели ездить в онкологический диспансер, получать поддерживающее лечение.
Жизненный стимул
Известие о том, что Наташа, наконец, забеременела, окрылило Владислава. «Вот увидишь, мы справимся с любыми трудностями!» – говорил он молодой жене. Он категорически запретил Наташе жаловаться на бессердечную медико-экспертную комиссию и фармацевтов: к тому времени уже понял, что местные медики могут быть злопамятными. Лекарство «Гливек» для льготников между тем вновь перестало поступать во фроловскую аптеку. В течение 7 месяцев Влад жил без жизненно важного препарата. Фармацевты говорили, что купить его можно лишь за деньги. Но сумма в 120 тысяч рублей для молодой семьи была неподъемной.
Несмотря на большой перерыв в приеме спасительного лекарства, Влад говорил, что чувствует себя хорошо и что во время анализов в Волгограде врачи отмечают улучшение. Позже Наташа поняла: не хотел, чтобы она переживала.
В положенный срок у них родился славный мальчишка, мама с папой назвали его Данилкой. Педиатры обрадовали молодых родителей: со здоровьем у малыша все в полном порядке. «Ну вот и дождался я наследника», – улыбаясь, сказал Влад, забирая Наташу из роддома.
Смертельный поединок
Роковые события произошли 10 мая 2007 года, когда Данилке исполнилось всего 2 месяца. Придя с работы, Владислав Усков был очень бледен. «Пойду прилягу», – сказал он с порога. Состояние резко ухудшалось. Перепуганная Наташа вызвала «скорую». Когда Влада доставили в больницу, он был без сознания. «Вывести его из комы может только «Гливек», – сказал родным врач в стационаре. Но в местной аптеке вновь не было препарата по бесплатному рецепту. Родные и друзья стали звонить в Волгоград, в аптечное управление. После упорных поисков лекарство удалось отыскать. Но когда бесценный «Гливек» доставили в больницу, доктор подержал его и отдал родным обратно. «Если бы «Гливек» принесли хотя бы на полтора часа раньше…» – глухо произнес врач.
Рабы системы
Вспоминая о том, как Владик просил не жаловаться, Наташа вдруг поймала себя на мысли: теперь она ничего не боится. И теперь ей нужно добиться, чтобы наказали тех, по чьей вине ее Данилка остался без отца. Увы, отыскать ответственных оказалось непросто...
«Сообщаю, что финансирование дополнительного лекарственного обеспечения из федерального бюджета осуществляется по страховому принципу и зависит от количества граждан, сохранивших право на бесплатное лекарственное обеспечение. Лекарственные средства для лечения онкологических больных, учитывая их большую стоимость, распределяют главные специалисты комитета по здравоохранению администрации Волгоградской области. В разнарядке по онкологии на II квартал 2007 года выделена всего одна упаковка «Гливека», а больных, нуждающихся в этом препарате, во Фроловском районе двое.
Таким образом, функции, возложенные на МУЗ «Фроловская ЦРБ» по обеспечению Вашего мужа лекарственными средствами, были выполнены в полном объеме».
Такой ответ прислал молодой вдове главный врач Фроловской районной больницы О.В. Кириллов.
…Владислава Ускова не стало, когда ему было всего 26 лет. Больница и аптека убеждены, что свои обязательства перед этим пациентом они выполнили.
Наталия ПУШКАРСКАЯ
Опубликовано: 2007-12-20
|