Упадок искусства лжи?
В музыке различают «минус-фонограмму» – запись аккомпанемента, и «плюс-фонограмму» – запись голоса вокалиста. Нередко используется музыкальными артистами, в частности, в театре, когда вокальные партии для роли исполняются не тем актером, который играет остальную часть роли. Фонограммы также используются певцами на сборных концертах, где нет возможности производить настройку оборудования.
В народе слово «фонограмма» чаще всего употребляется в значении «плюс», то есть когда певец не поет вживую. В «минусовках» ничего плохого нет. Ведь в силу разных причин (маленькая сцена, сборный концерт) не всегда же исполнителю удобно выступать с полноценным аккомпанирующим составом. Тем более если такового вовсе нет.
История «фанеры» на Западе началась с диско-группы «Boney М», где под запись мужского вокала открывал рот профессиональный танцор. В России первым «карасем» считается Юра Шатунов, а самым известным – Филипп Киркоров.
Фонограмма – изобретение продюсеров. Для гастролей нужен только исполнитель и запись – минимум затрат, максимум прибыли. Не надо башлять оркестру, не надо особо напрягаться и «певцу».
Он разевает свой рот, как карась на песке.
Он на сцене, а в глазах по голубой тоске…
Так Шевчук в 94-м стебал «гнусных фанерщиков». Но «разевателей ртов» недолюбливают не только рок-музыканты, но и простые люди. Обыватели ругают безголосых певичек, но продолжают ходить на их концерты, отваливать внушительные суммы за билеты и рукоплескать обманщикам.
Долой фонограмму!
Использование плюсовой фонограммы артистами часто становилось предметом критики. Противники фонограммы настаивают на том, что зритель, платящий за билет, имеет право слышать «живой» звук. На конкурсе «Евровидение» запрещена фонограмма голоса, но разрешена минус-фонограмма аккомпанемента.
В январе 2007 года Московской городской думой был принят закон об обязательном информировании посетителей концертов в случае, если певцы используют голосовую фанеру. Шли долгие споры по поводу того, что писать на афишах. Ведь народ не разбирается в разновидностях фонограммы. А вот в прогрессивном Туркменистане использование фонограммы голоса в выступлениях было запрещено еще в 2005 году. Ниязов издал указ с целью «защитить музыкально-песенные традиции туркменского народа от отрицательно влияющих на них чужеродных факторов». Недавно этой проблемой занялся и Лужков: он подписал распоряжение о запрете использования «плюса» на концертах, проводимых за счет столичного бюджета. Теперь департамент культуры Москвы на городские культурно-массовые мероприятия должен привлекать исполнителей, не использующих в работе вокального фонограммного звучания. Предполагается, что решение будет не только отвечать интересам потребителей, но и способствовать повышению качества концертов.
По большому счету, инициатива Юрия Михайловича «мастерам плюсового пения» по карману сильно не ударит – все равно они кормятся за счет «чеса по периферии» и корпоративок. А там – контроля никакого.
Фанера против металла
Самым ярым борцом с «имитаторами вокала» всегда был Юрий Шевчук. Теперь у него появились настоящие идеологические оппоненты. Лидер киберпанк-проекта FAKEL Андрей Якушин, экс-вокалистка группы «Мираж» Светлана Разина и певец Рома Жуков совсем недавно объявили об основании общественно-полити
ческого движения «Фанера против металла», деятельность которого «направлена против деструктивного влияния тяжелой музыки на неустойчивую психику подрастающего поколения». Идеологи «ФПМ» считают, что металл строит в душе подростков крепость отчуждения. «Для кого-то панк – просто грязь, но грязь-то лечебная, – заключает идеолог движения Светлана Разина. – На мой взгляд, намного больше пользы в том, чтобы послушать «Звуки Му», чем высокопарные тексты «Арии» и ее клонов».
Честно, познания поп-дивы в области рок-культуры невелики...
Мнения: жизнь
под фонограмму
Felix G, волгоградский рэп-исполнитель, независимый искусствовед: «Вопрос использования фонограмм вообще не должен волновать ни публику, ни власти. Он должен волновать только одну инстанцию – профсоюз музыкантов. Но поскольку такого профсоюза в России нет и нет отработанных правовых норм, то лица, использующие фонограмму, никого не обманывают. Вот что изменится оттого, что на афишах будут писать или не писать «концерт проходит под фонограмму»? Да ничего. Можно подумать, что «широкая» публика ходит на концерты для того, чтобы слушать музыку и наслаждаться ею? Фигушки, она ходит смотреть на таблоидных героев! А потом хвастаться соседям: «Мы пришли на концерт, а там Киркоров – как живой!». Кто-то скажет: «А вот в Америке за использование фонограмм можно угодить в тюрьму». Да, можно – но только в том случае, если ты не извещаешь об этом публику или нарушаешь права задействованных в выступлении музыкантов. Вот тогда и сядешь в тюрьму за нарушение трудового законодательства – об этом и позаботится профсоюз музыкантов».
Наташа Королева, поп-звезда: «Я не против фанеры. Когда даешь по 20 концертов в месяц, голос легко можно сорвать или потерять вообще. А голос дан человеку Богом, и его надо беречь». (Интересно, а как «Песняры» работали вживую, умудряясь давать по 40 концертов в месяц? – Прим. авт.)
Бранимир, волгоградский рок-бард: «Я ничего такого в фонограмме не вижу. Ведь 90% любителей попсы прекрасно осведомлены, что их кумиры поют под фанеру. Здесь проблема в том, что народ сам позволяет себя дурачить! Есть фильм «Изображая жертву» – там главный герой ругается: «Вы играете в жизнь!». Мы привыкли притворяться везде и всегда – на работе, на выборах, в семье... Мы ведь тоже живем под фонограмму. И поэтому спокойно переносим притворство на сцене – ведь оно давно стало нормой жизни. Чтобы победить фанеру, необходимо изменить сознание публики».
Александр ПАРШИКОВ
Опубликовано: 2007-12-13
|