Если в «Юрте» сажают «бульбу»,
то наступил... День толерантности
«Так давайте устроим большой хоровод!» – неслись радостные детские голоса из спортивного зала МОУ СОШ № 3.
И действительно, под строки этой почти забытой детской песенки, так напоминающей советское, беззаботное детство, хотелось схватить за руки и от души улыбнуться каждому – ребенку и взрослому, женщине и мужчине, верующему и атеисту, мусульманину и православному, русскому и нерусскому... Ну, недаром же день 16 ноября назван Днем толерантности, то есть терпимости ко всем, и отмечается с 1995 года.
...Вы когда-нибудь играли в «Юрту»? А в «Посадку бульбы»? Ну, а хотя бы в игре «Оленьи упряжки» изображали оленя и каюра? Нет? Но у вас, честное слово, была такая возможность, потому что второклашки и четвероклашки из школы № 3 приглашали порезвиться вместе с ними всех желающих. В то время как ребята из старших классов – восьмого и одиннадцатого – ждали всех неравнодушных к проблеме терпимости на круглом столе «Толерантность – путь к миру». Ребятам были предложены мнения, которые им предстояло обсудить. Например: «Вопрос о цвете кожи, другой национальности или вере считаю даже недостойным обсуждения! Ужасно разделять людей по этим признакам. Главное, какой человек внутри. Какие у него душа и поступки!» Или: «Разве у этого народа есть своя культура? Всю жизнь они пили, воровали, продавали наркотики...», «Как можно быть нетерпимыми к другим народам? Это равносильно неуважению собственного!» Наконец: «Лучшие представители нерусских народов внесли огромный вклад в развитие нашей страны, в борьбу за независимость нашей Родины, а теперь, когда Советский Союз распался, стали не нужны?! Справедливо ли это?»
Как и предполагала преподаватель школы № 3 и организатор дискуссии Ольга Северина, не все ребята на деле оказались терпимыми по отношению к мнениям друг друга. И хоть многие довольно неохотно высказывали свою точку зрения, немного опасаясь взрослых, было видно, что даже в этой вполне благополучной школе проблема толерантности есть.
– В нашей школе из 754 ребят около 80 – это представители нерусской национальности. В основном у нас учатся дети, родители которых являются мигрантами из Закавказья, но есть и кабардинцы, татары, корейцы, осетины, грузины, – рассказала мне Ольга Анатольевна. – Этот круглый стол только подтвердил результаты недавнего опроса, проведенного нами, преподавателями, среди детей, – некоторая конфликтность по национальному признаку есть. Как это лечить? Наверное, одним-единственным способом – узнавать друг друга лучше. Потому что хорошего в любом народе все-таки больше, чем плохого...
А тем временем старшеклассники при помощи компьютера и проектора знакомили аудиторию с народами, населяющими сегодня территорию Российской Федерации: калмыками, карелами, чувашами, удмуртами, тувинцами... Из довольно сухой информации о каждом народе самыми любопытными и потому сразу заинтересовавшими аудиторию стали строчки, представляющие национальную кухню. По рядам пронеслось заинтересованное: «Вот бы попробовать все эти колобы, сканцы, косовики и прочие шинки!»
Завершился праздник толерантности вполне традиционно – вручением грамот всем активным участникам. Особенно отличилась четвероклассница Ирина Шляпникова, «отхватившая» сразу аж три грамоты! Кстати, крестной мамой праздника стала председатель Клуба ЮНЕСКО «Достоинство ребенка» Ирина Маловичко. А вручать награды отличившимся в этот не совсем обычный день приехала уполномоченный по правам ребенка в Волгоградской области Нина Бондарева.
– Праздник закончился, а наша работа по воспитанию в детях терпимости продолжается, – подытожила Ольга Анатольевна. – Будет создан клуб межкультурного диалога. Также будет продолжена практика миротворчества, когда сами ребята будут разрешать конфликты, в том числе и на национальной почве, возникшие у сверстников, которые учатся рядом.
Ева НЕНАШЕВА
Опубликовано: 2007-11-22
|