Критик наших душ
На одном из уроков русского в далеком пятом классе на месте нашей жизнерадостной учительницы, которая, как выяснилось позднее, не вовремя решила заболеть, я увидела незнакомого молодого человека в строгом костюме и очках, явно не желающего гладить нас по головкам. Уже через 15 минут он стоял у моей парты и яростно за что-то меня отчитывал. Ой, как это мне не понравилось! И оставалось только надеяться, что я его больше не увижу! Но не тут-то было...
В начале следующего года я, жутко обиженная, сидела перед ним и почти со слезами доказывала, что домашнее сочинение на пять страниц (как сейчас помню, по творчеству Александра Сергеевича Пушкина) я написала самостоятельно. Так сказать, без постороннего вмешательства. Он не верил и как-то злорадно улыбался. Но я-то знала, что говорю правду!
Выйдя на мороз, красная, разъяренная и оскорбленная, маленькая Катя решила, что ненавидит этого человека. Но ровно через неделю я все-таки доказала, на что способна, поразив своего мучителя каким-то очередным шедевром. И немного успокоилась.
Так мы подружились с человеком, которого я искренне уважаю и благодарю за воспитание меня как личности, с учителем русского языка и литературы Михаилом Юрьевичем Белкиным. Конечно, с годами все мы привыкли к огромным домашним заданиям и высоким требованиям. К тому, что раскрываемся на уроках, а он, как иногда кажется, начинает критиковать даже не нас самих, а наши души. Помню, как в самом начале большинство моих одноклассников готовы были уходить из лицея... Некоторые и сейчас не очень-то любят Михаила Юрьевича, а он знает, что они потом все поймут и вернутся поблагодарить. И ведь уже возвращаются!
Родился Михаил Юрьевич 4 октября 1979 года в городе Петров Вал, а в Волгоград приехал уже из Липовки.
Меня поразило одно признание нашего учителя: «Я в старших классах никогда не был отличником, всегда выходила четверка по какому-нибудь предмету. И в десятом классе таким предметом стала литература. Сочинение по «Отцам и детям» я, увы, написал на тройку, и это меня шокировало. После случившегося решил доказать, что смогу выучить этот предмет сам. Никогда до этого не читал школьную программу (меня интересовали другие книги), а стал единственным из класса, кто полностью прочитал «Преступление и наказание» и «Войну и мир». Стал учить и конспектировать».
– Михаил Юрьевич, а почему учиться пошли именно на филологию?
– Я с восьмого класса о журналистике мечтал, а когда приехал поступать в ВолГУ, то чего-то испугался, подумал, не поступлю. Вот и передумал. Сейчас могу с уверенностью сказать, что все равно поступил бы, если б захотел.
– А как закончили?
– Закончил университет с красным дипломом. Поступил в аспирантуру и досрочно защитился. Стал кандидатом филологических наук.
– Почему пошли работать именно в лицей № 10?
– На практику меня послали в две школы. Здесь больше атмосфера понравилась. Я не жалуюсь, мне нравится.
– С какими классами больше нравится работать?
– Сейчас у меня много классов. Ко всем нужны разные подходы, потому что все дети – личности. Это очень интересно! Безусловно, больше нравятся одиннадцатые классы. Они сейчас так повзрослели, с ними очень приятно: все понимают, умеют отстаивать свою точку зрения; мы многое вместе прошли, прочувствовали. С ними я получаю удовольствие от работы, потому что не надо подстраиваться. Получается вести урок так, как хочешь, – в форме диалога. Есть отдача и взаимопонимание. А какие дебаты иногда разворачиваются во время уроков!
– Как вы добились идеальной дисциплины?
– Сам не понимаю. Как зайду в класс, они сразу все стоят тихонечко; или случится так, что оставлю ребят на уроке, если вызовут куда-нибудь, – прохожу мимо кабинета, и такое чувство появляется, что детей там и нет совсем, захожу – сидят, пишут. Странное дело! Наверное, какую-то роль играет и то, что мужчин в школах мало.
– Можете ли вы сказать, что именно воспитали в детях?
– Мне кажется, они вырастают умными, воспитанными и грамотными. Моих детей уже знает весь район, от них ждут побед, и они побеждают. Я ими горжусь. Стараюсь не просто научить их анализировать текст, но и воспитать правильно, чтобы не оставалось после урока пустоты, а приходило понимание чего-то более важного, чем просто идея текста. Надо, чтобы они сделали своими законы, по которым живут герои книг.
– А что лично вам дала литература?
– Когда я веду уроки, то сам становлюсь добрее, начинаю смотреть на мир по-иному.
– Какие у вас планы на этот учебный год?
– Есть цель – хорошо подготовить выпускников. Я уверен, что все получится, и медалисты подтвердят свой статус. Собираюсь побывать со своими учениками на научных конференциях. И еще: буду подавать на грант.
– Вы не собираетесь уходить из лицея?
– Пока нет. Зовут в Москву, но я не хочу сейчас уезжать. С этого года начал подрабатывать в вузе, возможно, уйду туда, но позже.
– Мешает ли работа личной жизни?
– Эта работа мешает абсолютно всему, потому что не остается времени. Жизнь в современной России не дает учителю возможности быть свободным человеком. Приходится брать много часов, репетиторство, подрабатывать и так далее. Меня все пока устраивает, но чтобы жениться, возможно, уйду из преподавания.
...Мы разговаривали еще очень долго. На мой вопрос, есть ли у Михаила Юрьевича какая-нибудь мечта, он весело ответил: «Хочу жить в гармонии с самим собой и радоваться каждому мгновению жизни».
Вышла я из школы, как всегда, позднее, чем надо бы. Светило солнце, и было хорошо после этого разговора. Я поняла, что буду неописуемо скучать, когда закончу школу, именно по этому человеку…
Я спешила домой, где меня ждала домашняя работа, конечно же, по литературе...
На фото: Михаил Белкин, учитель русского языка и литературы.
Екатерина КРАВЧЕНКО
Опубликовано: 2007-11-15
|