По дороге к себе
Ей говорили, что за детьми без отклонений потенциальные усыновители стоят «в очереди» по пять – семь лет. Раз так, ее малыш в самое ближайшее время должен обрести родителей. Чтобы он уж абсолютно точно не задержался в доме малютки, девица уточняет свою биографию. Хочется добавить: угу, младенец, возможно, унаследует не только здоровье, но и любовь к юриспруденции.
Редкая удача
Девочке действительно повезло. Ее практически сразу забрала бездетная пара. Однако далеко не все даже здоровые младенцы находят семью. Достаточно большой процент граждан нашей страны хотят стать приемными мамами и папами, но бюрократическая система серьезно тормозит процесс обретения детьми родителей. Дело не только в наборе справок, часть из которых оказываются просроченными, когда оформляются последние. Часто сама система воспитания сирот не хочет их отдавать. Да, чем меньше детей, тем меньше платят педагогам. Из-за этой простой арифметики дети остаются сначала «ничейными», а затем – и ненужными.
К счастью, в Волгограде интересы детей преимущественно преобладают, поэтому детские дома и дома малютки всеми силами ищут для своих воспитанников мам и пап. Тем не менее немало ребят начинают самостоятельную жизнь, так и не обретя родителей. Что это значит? Все предельно просто – не имея перед глазами примера взрослых, выпускники детских домов оказываются во враждебном мире абсолютно неприспособленными к жизни. Только 10% из них нормально социализируются, остальные же попадают в различные криминальные структуры, спиваются или становятся наркоманами, кончают жизнь самоубийством.
Мало кто осознает, что повлиять на эту статистику может каждый из нас. Как? Просто: занимаясь с этими детьми, делясь с ними знаниями об этом огромном мире. Да, тема сиротства мало кого оставляет равнодушным, но большинство людей заявляют: «Если я и приду в детский дом, то только чтобы усыновить ребенка. А посмотреть и уйти – увольте». Считается, что травма от посещения и незабирания для детской психики значительно тяжелее, нежели абсолютная изоляция. В действительности это абсолютное заблуждение. С одной стороны, детдомовские дети имеют не такой уж ограниченный круг общения: воспитатели и другие воспитанники, учителя и одноклассники, тренеры в секциях и педагоги дополнительного образования, но с другой – все это общение сводится к банальному расписанию. В соответствии с ним происходит получение каких-то знаний, но далеко не всегда практически применимых. На самом деле детям не хватает именно душевного тепла, того общения, когда учишься просто болтая или играя.
Внимания и друзей – вот чего не хватает в детском доме больше всего. Фрукты, сладости – все это не сравнится даже с часом общения с посторонними людьми (не единицами системы расписаний). Ради этого они готовы забыть о полднике и о прогулке…
План действий
Объять необъятное невозможно, но вот помочь кому-то конкретному вполне реально. Получить доступ в детский дом, понятно, просто так не получится. Хоть здесь и рады гостям, но у администрации должны быть гарантии, что вы пришли не с дурными намерениями. Время сейчас такое…
Взрослых к гражданской активности призывает социальная реклама городских мониторов, студентов – клуб ЮНЕСКО «Достоинство ребенка». Чтобы попасть к детям, надо разработать ориентировочный «план действий». В нем будет расписано, чем вы хотите заниматься с детьми. После одобрения такого плана вы попадете к детям.
Обычно берут группы по 10–14 человек, если ребят больше, то работать с ними трудно, т. к. каждый будет отчаянно сражаться за ваше внимание. Если взрослый или студент не имеет опыта общения с детской аудиторией, ребята ему с радостью помогут. Благо у них в запасе игры на все случаи жизни.
Но не стоит превращать каждую встречу исключительно в игру. Дети, например, обожают чтение вслух «Денискиных рассказов» или «Вредных советов». После этого вспоминаются подобные случаи из реальной жизни. Оказывается, Драгунский и Остер чуть ли не чьи-то биографии писали.
Валенки
В таком неформальном общении ребята перенимают у вас манеру держаться, манеру взрослого человека, который знает «как надо». Чтобы это «как надо» вошло в их жизнь абсолютно непринужденно, вытеснив какие-то внутренние сложности, хорошо устроить ролевую игру. Запастись маленькими комическими историями-сценками и их обыгрывать. Побывать в роли для себя непривычной – для этих детей значит получить весьма полезный опыт. Не менее интересно, например, научиться заполнять банальные платежки, писать резюме или искать по газете объявлений валенки.
Вместе – поэтому весело, вместе – поэтому интересно. А главное, у ребят исчезает чувство одиночества, потерянности и забытости. Раз к ним кто-то приходит, притом с определенной периодичностью, значит, они не одни. У них есть друзья и знакомые… Из всего этого складывается самое главное, осознание того, что ТЫ НУЖЕН.
Анна СИВОЛОБОВА
Опубликовано: 2007-10-18
|