Маленькая мама. Слишком маленькая...
Пожалуй, единственными, кто по долгу службы остается наблюдателем всех этих историй современных мам джульеттовского возраста, остаются участковые врачи-педиатры да медперсонал женских консультаций.
Кстати, именно специалисты женской консультации Центрального района и рассказали мне о 20-летней Яне – дочке довольно известного в Волгограде папы. Сына Аркадия Яна родила в 16 лет, бросив школу. Доучивалась потом на дому, благо связи и возможности позволяли. Сейчас Яна – студентка медколледжа. Собирается стать акушеркой. Интересно, почему?
Яна согласилась встретиться со мной в парке на набережной – там тихо и свежего воздуха для ребенка достаточно. Арик самозабвенно осваивал велосипед, пока мы с Яной беседовали.
– Яна, вопрос не совсем по теме: а почему, собственно, акушерство? Насколько я знаю, ты и сейчас сочиняешь музыку, однажды, лет пять назад, был даже сольный концерт в ДК профсоюзов?
– А кто запрещает мне, работая в роддоме, сочинять музыку и дальше? – довольно резко парирует Яна. – Да нет, вы правильно намекаете: насмотрелась я на акушерок и врачей в роддомах и захотелось стать лучше них. Хотя лично меня никто из них не обижал – спасал «статус дочки». А если ты ничей и звать тебя никак, то либо тебя, либо твоего ребенка инвалидом запросто сделают. И глупости, что виновата система здравоохранения в целом. На пятьдесят процентов – конкретный человек, которому просто все осточертело и он в этот момент спал, обедал, болтал...
Янина история – это воплощение в реальной жизни песенки Сергея Крылова про то, как «так узнала мама моего отца». Так оно и было: папа Аркаши – дворовый хулиган, даже успевший отсидеть год за кражу. Мама Яна – отличница, пианистка, гордость семьи и школы.
Когда начался роман пай-девочки и 20-летнего парня, работающего охранником в одном из сетевых магазинов Центрального района, родители Яны так толком и не поняли. Про «интересное положение» дочери узнали, когда искусственно прерывать беременность было уже поздно. Да и претендент на руку и сердце единственного чуда казался приемлемым – во-первых, Яну он на руках носил, во-вторых, толково разбирался во всяческих механизмах и вообще технике, в-третьих, был вежлив, добродушен и терпим не только с родителями Яны, но и со всеми многочисленными престарелыми родственниками. В итоге родители смирились и с будущими внуками, и с прочими надвигающимися трудностями. Кроме того, о своих прошлых «визитах» в места не столь отдаленные без пяти минут муж Яны им не рассказывал.
Все раскрылось после свадьбы. Поскольку до рождения ребенка молодые жили у родителей Яны, то ее мама, прибираясь однажды в комнате молодых, обнаружила там подозрительные предметы: ключи, отмычки, ломик и веревочную лестницу. Как позже выяснилось, инвентарь профессионального домушника. Разгневанная теща срочно позвонила мужу и...
Словом, механизм оказался простым и гениальным, как ось и колесо. Охранник сетевого магазина решил времени даром не терять, а вспомнить старое и, как ему показалось, теперь совсем уж перспективное ремесло – кражи в домах состоятельных людей. Другими словами, стать наводчиком на богатые квартиры, используя связи жены.
К счастью, все возможные «походы» пока остались лишь на бумаге – в блокноте новоиспеченного супруга. Родители Яны не стали «сдавать» зятя в милицию, а просто указали ему на дверь. Протесты беременной дочки, которая действительно этого парня любила, увы, никто слушать не стал.
Живая цена самостоятельности
– А он видится сейчас с Аркадием?
– Да, иногда. Он сейчас в Волжском живет. Чем занимается – не знаю, да и знать не хочу. Для собственного спокойствия. За четыре года у меня было много бессонных и полубессонных ночей, и вот что я надумала: во-первых, что родила сына от любимого мужчины – ничуть не жалею; во-вторых, эта история худо-бедно научила меня самостоятельно принимать решения и потом отвечать за них. Думаете, мои родители не предлагали оставить Арика в доме малютки? Даже обещали, что проследят, кто его усыновит, и я буду иметь возможность хоть иногда видеться с ним. Помню, я устроила такую истерику и пообещала, что сброшусь с родного балкона... Подействовало! А скольких девчонок родители все-таки «ломают», и они идут либо на аборт, либо все-таки оставляют детей в роддомах...
– Яна, провокационный вопрос: а если твой Аркадий захочет стать папой лет в пятнадцать-шестнадцать, выбрав себе в жены ровесницу, ты согласишься?
– Честно? – Яна впервые за время разговора даже чуть улыбнулась. – Хочется сказать «нет»! Ну, потому что я же понимаю, что большая часть «груза» все-таки упадет на мои плечи. Но он же, как и все дети, будет умным и немножко жестоким, а значит, приведет мне в пример меня саму. И что я ему отвечу? Что у нас была обеспеченная семья?! Бред какой-то! Да, если уже ничего изменить будет нельзя, то разрешу жениться. И буду, конечно же, помогать... Но все-таки я постараюсь, чтобы и в шестнадцать лет на моего парня можно было положиться. Чтобы у него в руках было какое-то умение, которое выручит в трудную минуту. Ну, не знаю, хоть рефераты по истории одноклассникам писать, хоть сапоги тачать... Ну, есть же сказка про королевича, которого из плена спасло умение ткать ковры. Кстати, спасибо за разговор! Постараюсь не забыть о своем решении, образно говоря, научить Аркадия ткать ковры и тачать сапоги.
...Они ушли. А на аллее набережной, как по заказу, появились три ну очень потрепанных пацаненка лет десяти-двенадцати, собирающих пивные бутылки. Вижу, как Яна, чуть сбавив шаг, сунула мальчишкам, кажется, по десятке. Они, довольные, упрыгали куда-то в направлении продовольственного магазина. Думаю, и мне, и Яне пришел в голову один и тот же сакраментальный вопрос: «Что лучше-то: полубеспризорные, но рожденные дети или нерожденные – вечные немые укоры своим родителям?» Или... вариант Яны, когда за головокружительную любовь расплачивается не одно поколение?!
А кто поможет?
…Рая шла на золотую медаль. Любовь с одноклассником была, как у Ромео и Джульетты. Родители парня называли ее дочкой. А как только узнали, что девочка беременна, стали обзывать проституткой. «Ромео» не хотел ребенка и бросил девчонку. Можно представить, что пережила девочка, но ее родители поступили мудро: наша кровиночка, нам и воспитывать. Если бы все семьи поступали так!
Ранняя беременность – дело не новое. Вспомним крестьянок или графинюшек из русских романов: они рожали в 15–16 лет. Самое тяжелое сегодня для маленьких мам – это психологическая травма, шок, они чувствуют себя отверженными и в школе, и дома. Психологи из московского центра «Голуба», который оказывает помощь юным мамам, считают, что, за редким исключением, раннюю половую жизнь начинают девочки, которых дома не любили, не ласкали. И в подростковом возрасте эта недоласканность выливается в желание любви.
А гормоны женские срабатывают коварно: от мужского объятия девушка расслабляется и становится легкой добычей. Она отдается из благодарности, которую принимает за любовь. А откровенная пропаганда в СМИ секса толкает ее на то, что это сегодня модно, что так поступают все.
Закрывать глаза на проблему несовершеннолетних мам нельзя. Государство помогает одиноким матерям, многодетным семьям, а кто вспомнит о маленьких мамах? В Европе несовершеннолетние матери получают пособие (600 евро ежемесячно) и пользуются широкими льготами. В США приютов для малолетних мам множество. И коли мы сейчас ратуем за поддержку семьи, нельзя игнорировать и такие семьи, с мамой-малолеткой. Нет, никто не призывает поощрять раннее материнство, но если оно все-таки имеет место быть, государство обязано оказывать реальную помощь тем, кто оказался в такой непростой ситуации. Ради здоровья будущих детей малолетних мам, которых они носят под сердцем.
По словам психолога женской консультации Кировского района Веры Коричной, сегодня в России наблюдается настоящий бэби-бум.
– Дело в том, что ситуация в России сейчас чем-то напоминает ситуацию в Швеции времен окончания Второй мировой войны, – прокомментировала ситуацию Вера Алексеевна. – В тот период правительство этой страны забило тревогу: «Господа, мы вырождаемся! Надо что-то делать...» И, обратившись к опыту поколений, там пришли к выводу: в критические моменты любую популяцию, в том числе и людскую, от вырождения спасали, простите, малолетки и престарелые женщины. Они, что называется, отбросив природную скромность, «активизировались» и проходу потенциальным отцам не давали! Их совершенно не интересовало, кто будет отцом ребенка, все равно выкормим и воспитаем!
Как раз настал тот «час X», когда русская популяция вынуждена защищать себя сама. Сколько уж можно вырождаться?! Бесполезно ругать нынешних мам – хоть малолетних, хоть престарелых, хоть просто морально не готовых к материнству (ведь это не от возраста зависит!). Всему виной элементарные биологические законы...
Софья ТЮЛЬПИНА
Опубликовано: 2007-11-08
|