Где нет любви, но есть мечта и дружба!
«А это, детки, книжка Владислава Крапивина «Синий город на Садовой». Крапивин, детки, это такой детский писатель-фантаст. Пишет он, конечно, замороченно, но третьекласснику в самый раз».
Такова логика большинства преподавателей и прочих умных людей, которые знают о нашем образовании, к сожалению, к счастью ли, все. Как-то сложилось, что самые честные и правдивые книги (а не книжки!) пишутся именно детям. Ну кто же станет отрицать, что «Маленький принц» Экзюпери – книга детская? Только вот смысл у нее не для ребенка. Так и у Крапивина на первый взгляд «взрослого» мало: мальчишки-барабанщики, паруса и шлюпки, параллельные пространства и города, вырастающие прямо из разбитой посуды. Короче говоря, все, чего настойчиво требует буйная фантазия третьеклассника. Но не только его!
Помню, к неописуемому своему восторгу, нашла я в районной библиотеке полочку, на которой красовалось штук пятнадцать пухленьких томов. С этой-то полочки все и началось!
Прочитаны эти томики были почти за год. Можно было и быстрее, но глотать их, как легонькие детективы, не хотелось. Ведь каждый томик с незамысловатым рисунком на обложке – это крошечный мир. Отдельный такой мирок со своими жителями-мальчишками и девчонками, проблемами в виде недалеких взрослых и ценностями, которые другим словом, как «вечные», и не охарактеризуешь! Все романы и повести Владислава Крапивина населяют нескладные и безумно милые ребята, которых, оказывается, вокруг так много, только мы их разучились замечать! А еще притягательно, что только Владислав Крапивин смог показать этот наш охаянный, но все же такой родной «российский» мир глазами ребенка. Ведь в глазах этих – истина, которую никто лучше самих детей не поймет и по которой жить потом этим детям, однажды повзрослев.
Обожаю книги Крапивина еще и за то, что в них нет любви в классически-земном понимании этого слова. Знаю, что смешно охарактеризовала, но... Любовь в книгах Крапивина есть, но она больше похожа на дружбу, ласковую заботу и прочие «коллективистские» качества, которые бывают сильнее, чище и радостнее тех самых страстей, разгорающихся в сердцах мужчин и женщин. Ведь настоящая дружба – это тоже любовь. Детская, чистая, трепетная и надежная, которая все вынесет и везде выстоит.
И порой мне становится до жути завидно: почему я не мальчишка-барабанщик из повести «Та сторона, где ветер»? Почему сижу в засыпанном осенними листьями и грустным ожиданием городе, а не бегаю по крышам, запуская воздушных змеев? Или не мотаюсь по параллельным пространствам с помощью талисмана – крошечной золотой рыбки, спасая ровесников от предательства? Или хотя бы не могу принести кусочек разбитой фаянсовой тарелки, чтобы игрушечный Город, построенный детскими руками, появился бы на другой грани Кристалла, но уже в реальном виде?
Еще есть одно отличие этих книг от других: все, страстно помешанные на творчестве Владислава Крапивина, в душе остаются детьми. И можно наверняка сказать, что любой человек, встреченный возле книг Крапивина где-нибудь в библиотеке или книжном магазине, является человеком добрым, щедрым и немного чудаковатым. Эх, поболее бы таких «детей» в наш мир, и, глядишь, стал бы он не таким злым да жестоким...
...Когда на душе жутко плохо и жить не хочется, я не режу вены, не пишу слезных стихотворений и даже не плачу в подушку. Я просто беру с полки новый томик Владислава Крапивина и растворяюсь в нем на целую ночь. Лучше я еще раз поучусь доброте и настоящей дружбе, а потом, честное слово, подарю их вам!
Анна АЛФЕРОВА
Опубликовано: 2007-10-25
|