Tomass: нефотогеничных людей
не бывает. Бывают плохие фотографы
Он молодой, энергичный, стильный и обаятельный, но всегда остается за кадром. Просто он фотограф. Один из самых талантливых и перспективных среди представителей нового поколения волгоградских художников объектива. И среди прочего Александр Тамахин – мастер клубных фотосессий. Во многом тем и интересен.
В своих кругах больше известен как Tomass. Такой красивый псевдоним достался ему из детства: тогда был очень популярен мультик «Том и Джерри», и друзья Саши решили, что он очень похож на кота. Сам он тоже считает, что наделен рядом «кошиных» качеств, например, любит выбрать хорошее место и наблюдать за тем, что происходит вокруг. И, действительно, похож, это я вам как кошка говорю.
Эстетика стакана
– Представляешь, Саша, выиграла два пригласительных на обалденную вечеринку!
– Ух ты! Поздравляю! А мне, кстати, тоже раньше очень везло. Покупаю лотерейные билеты – два из трех выигрывают, посылаю обертку от шоколадки в рамках какой-нибудь акции – мне отвечают приятным призом. А четыре года назад меня попросили купить лотерейный билет не для себя, и с тех пор халява от меня отвернулась, теперь добиваюсь всего собственными силами, без элемента везения.
Такой Саша в жизни – открытый, искренний. Это он выкроил часик из своего плотного графика на интервью, и мы идем в кафешку. Садимся, заказываем кофе. Ослепительно яркое солнце светит с глубокого голубого неба и сквозь окно попадает мне на волосы, заставляя их стать золотыми. Саша щурится – видимо, нашел удачный ракурс. Такой он в работе – внимательный, но при этом большой фантазер. И ракурсы отыскивает порой просто фантастические!
– Сколько лет фотографируешь?
– Вообще-то недавно. И стать фотографом вовсе не мечтал. Учился в горхозе по специальности инженер по теплогазоснабжению и вентиляции. Когда поступал, это была очень престижная специальность и, как я думал, «денежная». На пятом курсе настойчиво стали посещать мысли о том, что это не совсем мое. Не мое. Совсем не мое! Кстати, в институте я был очень прилежным, кропотливым студентом, общался с компанией соответствующих людей. Но потом я попал в другую компанию – веселую, интересную, позитивную. Многое от них узнал, многому научился. И стал интересоваться фотографией.
У меня и раньше был фотоаппарат – как у всех, мыльница, и я даже пытался делать интересные снимки, но на пятом курсе это меня захлестнуло. Приобрел цифровую мыльницу и буквально днями и ночами фотографировал. Разбирал стержень гелевой ручки и снимал, как он вытекает. Хотя главной моей фотомоделью того периода был пивной стакан. В каких только ракурсах я его не снимал! И в жанре натюрморта, и даже в пейзажах он у меня присутствовал. Потом начал снимать природу, людей.
Эпоха геометрии
– А когда пятый курс кончился?
– Тогда я устроился работать дизайнером в «Кодак». Очень хотелось быть поближе к фотографии, общаться с людьми, которые имеют к ней отношение.
– Чем занимаются дизайнеры в фотоцентре?
– При печати фотографий я «наводил» резкость, контрастность. Это тоже был своеобразный опыт. Но спустя некоторое время я ушел оттуда. Правда, успел совершить одно очень полезное, как вскоре окажется, знакомство – с Яной Обуховой, будущим шеф-редактором «Геометрии» в Волгограде (www.geometria.ru – сайт о модной клубно-светской жизни, имеющий слоганом «Мир красивых людей». – Прим. авт.). «Стрельнул» у нее телефон.
Как только уволился из «Кодака», наступила депрессия. Все же привык к коллективу, к людям. Стал думать о том, чего же я все-таки хочу, чем буду заниматься. И снова помогла хорошая компания креативных людей. Нас собралась целая команда очень разных по своим интересам и способностям, но одинаково творческих, жаждущих реализации.
Я понял, что мне интересна клубная музыка и что хочу организовывать вечеринки вместе с ними. Мы провели несколько тусовок в «Пиранье». Тогда, кстати, позвонил Яне и предложил ей прийти посмотреть. Оказалось, что через неделю здесь будет проходить ее вечеринка. Так и подружились. А позже началось все самое интересное – мы решили написать письмо администраторам известного питерского сайта о клубной жизни и многом другом – «Геометрии» – с предложением открыть «филиал» в Волгограде, ведь он уже имел множество таких по всей стране. Мы долго и с волнением ждали ответа. Он оказался положительным. И начался новый, счастливый, «геометриевый» этап в моей жизни, ведь к тому времени я уже знал, что хочу снимать в клубах. Я наслаждаюсь этим процессом и обожаю, когда народ рвет меня на части с просьбой сфотографировать.
Фотопсихология
– Мне казалось, что это любого фотографа раздражает.
– Ну почему же, напротив, очень приятно, когда люди хотят, чтобы их снял именно ты. А потом ждут репортажей на сайте.
– А бывает наоборот, когда ты хочешь сфотографировать, а они нет?
– Бывает. Но лишь в нескольких случаях. Чаще всего, когда кто-то приходит тусить не со своей второй половиной, особенно взрослые дяденьки. Или когда отдыхают «реальные пацаны» – им совсем незачем светиться. Но даже для первого случая у меня есть свой рецепт. Надо предложить «сфоткаться на память» очаровательной юной спутнице. Она будет пилить его весь вечер, и в конце концов он сдастся. Бывает и так, что парень у девушки не хочет фотографироваться, но и тут мой рецепт работает. Если отдельная девушка не в настроении сниматься, то ей можно улыбнуться и пообещать, что удалю фото сразу, если ей не понравится. И до сих пор всем нравится. А случается и такое, что вообще тусовщики ведут себя пассивно, настойчиво не давая себя запечатлеть. Тогда надо сделать несколько кадров кого-нибудь красивого, веселого, действительно интересного. Срабатывает обычное человеческое «я тоже так хочу», и вот меня снова рвут на части.
– Как ведут себя перед объективом местные «випы» и «селебритиз»?
– Нормально, за редким исключением. Только их и снимать-то уже неинтересно, ведь их фотки побывали во множестве журналов и газет, их лица всем приелись. Мне больше нравятся новые, незнакомые люди. А звезды покрупнее себя ведут по-разному. «Чай вдвоем» как-то пролетели мимо, не дали себя сфотографировать, а некоторые известные диджеи с удовольствием позируют. Ребята из «Камеди Клаб», когда отдыхали в «Пиранье», очень тактично попросили не снимать, так как очень устали.
– Никогда не хотел поработать в газете фотокором?
– Да вроде не нужны нигде фотографы, я однажды приходил в несколько газет. Правда, хочется иногда побыть папарацци, снять что-нибудь этакое из-за угла, хотя мне намного больше нравится работать открыто. Все же я успел поработать в одном из многочисленных волгоградских глянцев, но быстро ушел оттуда.
Немного фриланса
– Саш, получается, что ты фрилансер?
– Получается так. Нигде не числюсь, но скоро, когда сайт оформят как «ООО», думаю, буду. А пока снимаю свадьбы, провожу фотосесии, иногда фотографирую для себя, куда же без этого. До сих пор люблю пейзажи, даже всяких жучков и букашек. Но в любом случае, когда я работаю – я отдыхаю. Потом предстоят долгие часы обработки снимков за компьютером, но когда у меня в руках камера – это полный релакс.
– А как же клубные съемки?
– Кажется, я начал пересматривать свое «амплуа». После того как на церемонии вручения премии Волгоград Night Life Awards я получил награду как лучший клубный фотограф, меня снова постигла депрессия. Показалось, что здесь мною все уже сделано, и я начал искать какие-то новые пути развития. Например, сегодня мне предстоит фотосессия мамы с дочкой. Это же так интересно, я никогда еще не работал с детьми (фотосессия прошла успешно, Саша доволен, говорит, девочке всего пять лет, она уже звезда, отлично позировала. – Прим. авт.). И вообще, если бы я был занят только фотосессиями, то был бы очень доволен, тогда и свадьбы не нужны.
– Каково на них работать?
– Признаться, тяжеловато. Зачастую «первую скрипку» на свадьбе играет видеооператор, и все позируют ему, поэтому мне приходится бегать за ним. Иногда фотографии больше нужны родителям, чем самим молодым, тогда приходится договариваться. Еще не люблю столь популярные сегодня снимки «маленькая невеста на ладошке жениха», приделанные цветочки и звездочки. У меня есть своя фирменная «фишка»: найти на традиционном волгоградском маршруте свадебных гуляний место с интересной архитектурой и снять жениха и невесту на фоне какого-нибудь здания в необычном ракурсе, а потом сделать это фото черно-белым. Такой кадр у меня есть в каждой свадьбе, и всем нравится.
– Есть еще что-нибудь, что ты бы хотел попробовать?
–Увидел по телевизору подводные съемки. Сквозь толщу воды там снимали подводные пейзажи, подплывали к океанским обитателям, – такие красивые кадры получаются. Я бы не отказался попробовать.
Сейчас я пытаюсь немного по-другому смотреть на то, что фотографирую, ищу новые ракурсы. Например, был на одной скучноватой вечеринке. И людей было мало, и шоу-программа не особенно интересная. Я зашел в гримерку к танцорам, у одной из девушек на руках были яркие перчатки, и мы сделали небольшую подборку фото, где руками изображены чувства человека. Было интересно, особенно хорошо получилась нежность.
– А женские глянцы? Среди них ведь тоже есть качественные.
– Тоже можно, но мне больше нравится снимать чистые лица, без макияжа.
– О чем мечтаешь?
– Неплохо бы заиметь много хорошей техники, но еще больше я мечтаю работать в нескольких разноплановых качественных глянцах типа «Гео».
– Думаю, еще четыре года, и обе мечты обязательно сбудутся. Не повезет – так сам добьешься.
И я действительно уверена, что все у Томаса получится.
Екатерина САПОВИЧ
Опубликовано: 2007-10-25
|