Когда звукам тесно –
мыслям просторно?
Вы когда-нибудь слышали произведения Пушкина на ломаном русском в исполнении голландцев? Если да, то вы точно присутствовали на фестивале современной музыки «Волгоград XXI. Спектр звука».
Двенадцатая программа фестиваля была посвящена удивительному и яркому направлению в искусстве – оно соединяет в себе музыку, исполнительское мастерство и визуальные технологии.
Красота современного звука – это отрицание привычки, это путешествие в иные звуковые перспективы, которые не могут быть приведены к уютному знакомому образу звучания. Предполагалось, что фестиваль посетят люди, полностью к этому готовые, но… по велению преподавателей музыкальных школ средний возрастной показатель зрителей не превышал одиннадцати лет! Тем не менее и им было интересно, когда на сцену вышел голландский маэстро Арнольд Маринессен в «газетной» рубашке. Все зааплодировали в ожидании типичной классической композиции, но не тут-то было. Сперва монотонная, а потом увеличивающая темп и высоту звучания дробь барабанных палочек по этническому барабану показала, с кем придется иметь дело.
Маринессен – популярный в Европе высочайшего класса исполнитель на ударных инструментах. Он заставляет в своих руках звучать самые немыслимые предметы. Даже ручная пила, извиваясь, поет, как одаренная не по годам девочка.
Все буйство звуков сопровождалось видеорядом, который при ближайшем рассмотрении оказывается движением мельчайших травинок. Природа для Маринессена полна сокровенных звуков, которые, стоит лишь раскрыть все органы чувств, переливаются за границу тайны. Арнольд продемонстрировал зрителям свой документальный фильм, в котором удар дерева, хруст веточек, шелест падающего человеческого тела в лоно природы, ветер – все как сыгранная по нотам музыкальная композиция.
Еще одним сюрпризом фестиваля был показ спектакля для детей и взрослых «ГОВОРРРРРРИ!!!», пронизанного великолепной пушкинской сказочной поэзией и юмором. Спектакль был создан к 170-летию памяти великого поэта.
Главная героиня Маргрит Ван Рейзен (одаренная голландская певица) только поет и никогда не говорит. Может ли Арнольд Маринессен ее разговорить? Отдельные слова, музыкальные звуки, шумы и, наконец, речь – какая, в сущности, разница между ними? Могут ли люди понять друг друга только при помощи странных звукоизвлечений ртом или звуков от игры на маримбе, барабанах? Именно таким образом пытаются Маргрит и Арнольд наладить контакт друг с другом.
Эксцентричность – это наиболее подходящее слово для передачи того, что пытались донести до нас голландские исполнители, жизнь без рамок, звук без рамок. Об этом кричало, звенело, скрипело, взрывалось и пело все, начиная от водолазного костюма Маринессена и заканчивая их попытками, преодолевая языковой барьер, исполнять стихи Пушкина в оригинале нараспев.
Полина КОРОЛЕВА
Опубликовано: 2007-10-25
|