Молодые педагоги штурмуют Олимп
Руководитель туристско-краеведческой секции Городищенского центра детского творчества Владимир Семенчук в эти дни представляет нашу область на всероссийском конкурсе «Учитель года», проходящем в Петербурге.
Соло для верхолаза
Его воспитанники очень огорчены: в отличие от подобных конкурсов прошлых лет, теперь они не имеют права выступать в качестве группы поддержки. По новым условиям, учитель на конкурсе должен вести занятия в незнакомой и неподготовленной аудитории, отстаивать свое педагогическое кредо и защищать свою образовательную программу. Проходят и педагогические смотрины, где нужно достойно представить своего коллегу, тоже участвующего в конкурсе, чтобы члены жюри тут же захотели принять его на работу.
Сам же Владимир Семенчук категорически не согласен с определением «педагог дополнительного образования». Уже выросло несколько поколений, для которых занятия в секции туристского многоборья повлияли на выбор профессии. Двое бывших воспитанников Владимира Владимировича стали промышленными альпинистами, двое учатся в военной академии, где альпинистские навыки пришлись как нельзя кстати. И еще несколько человек, выдержав походы повышенной сложности, после школы пошли работать монтажниками-высотниками и поисковиками-спасателями.
Одним из самых памятных путешествий для туристов из Городищенского района этим летом стало восхождение на гору Багдо в Астраханской области. В путешествиях непременно звучат бардовские песни, их пишут и Владимир Семенчук, и юные участники походов, выпускают стенгазеты. А, спустившись с высоких гор на землю, школьники усаживаются за книги по истории, пишут краеведческие очерки, фиксируют рассказы местных жителей.
В феврале, когда проходил областной этап конкурса «Учитель года-2007», в турнире «Педагогические смотрины» Владимира Владимировича тоже представлял коллега. И после этого от предложений работодателей не было отбоя. Но педагог из Городищенского центра детского творчества не клюнул ни на один из заманчивых вариантов, потому что очень любит свою работу и не променяет ее ни на какую другую.
Урок для трудного
подростка
После первого года работы педагогу-психологу школы № 16 г. Камышина Марине Рашидовне Григорьевой городской комитет по образованию поручил возглавить городскую организационно-методическую секцию. Коллеги по достоинству оценили профессионализм и любовь к профессии молодого педагога из школы № 16.
– Несколько лет назад именно встреча с педагогом-психологом перевернула мою жизнь, – делится Марина Рашидовна. – В то время я училась в Киргизии, в частной школе, и до 12 лет была очень трудным подростком. Благодаря тому, что на моем пути встретился мудрый и талантливый педагог-психолог, я смогла посмотреть на свою жизнь по-другому, начала понимать свою маму, с которой до этого были большие конфликты.
Затем было увлечение психологией, научные исследования. Несмотря на признание коллег и воспитанников, Марина Григорьева скромно оценивает свои достижения:
– Зачастую ко мне на консультацию приходят родители и требуют, чтобы я в одночасье исправила или перевоспитала их ребенка. При этом они не хотят и слушать о том, что стоило бы для начала разобраться в своих проблемах, изменить свое отношение к жизни и к собственным детям. И проанализировать, почему у ребенка появились трудности. Да и сами воспитанники, обращаясь за помощью, далеко не всегда выказывают прилежание. По школьной привычке не делают домашнее задание психолога, надеясь, придя на очередное занятие, «списать» его у товарища.
Применять психологические познания на практике Марине Григорьевой пришлось сразу же после получения диплома.
– Все дело в том, что я окончила частный вуз, – признается Марина Рашидовна. – А в нашем обществе почему-то укрепился стереотип, мол, частное учебное заведение не может дать хороших знаний. Но на самом деле все зависит не только от вуза, но и от устремлений самого студента. Можно привести немало примеров, когда выпускники самых престижных государственных вузов не смогли работать по специальности. И вот мне пришлось использовать метод убеждения, чтобы доказать, что могу трудиться не хуже своих коллег, окончивших государственные вузы. Задачи у педагогов общие. И неважно, где ты учился.
Домашняя история
Учитель труда Эльтонской средней школы Палласовского района Емагул Мунтаев открыл во дворе собственного дома... краеведческий музей, куда съезжаются на экскурсии не только местные школьники, но и жители всего района. В небольшом вагончике уместились уникальные экспонаты и Екатерининской эпохи, и периода новейшего времени, обнаруженные на территории Эльтонского поселения.
– Первоначально музей задумывался как история моей семьи, – рассказывает Емагул Мунтаев. – У меня 11 братьев и сестер, и это было нашей данью уважения родителям. В специально отведенном помещении мы решили хранить родительские награды, памятные грамоты и предметы домашнего быта. А потом я обнаружил, что у моих односельчан, среди которых представители 17 национальностей, тоже есть немало ценных материалов, рассказывающих об истории поселка.
В своем музее учитель Эльтонской школы бережно хранит письмо с фронта, которое писал солдат своей матери. Отправляясь на передовую, солдат просил родных не беспокоиться о нем, говорил, что будет нещадно бить врага. Это было последним письмом воина. И его мать хранила эту весточку с фронта как самую дорогую реликвию. А потом передала земляку в музей. Чудом техники для нынешних школьников кажется музейный патефон выпуска 1950 года, который заводится вручную.
– Мои ученики подолгу стоят возле него и пытаются разгадать, где же батарейка? – рассказывает Емагул Мунтаев. – Заводить технику вручную – для них это загадка почище навороченного компьютера.
Сейчас учитель труда реставрирует старинную зыбку, в которой качали младенцев в начале прошлого века, тоже доставшуюся ему от односельчан.
Он признается, что в свое время не читал учебника истории. Бывало, начнет историк спрашивать у него домашнее задание, а юный Емагу вспомнит, что рассказывали о войне, о коллективизации отец и дед, да и перескажет все это на уроке. За такие ответы он неизменно получал пятерки. Теперь надеется, что такую же помощь нынешним школярам окажет его музей, где каждый экспонат – свидетель эпохи. А то ведь каждый учебник пишет историю по-своему.
Наталия ПУШКАРСКАЯ
Опубликовано: 2007-10-04
|