Страна глухих готовит открытия
В наступившем учебном году ГОУ «Волгоградская специальная коррекционная школа-интернат № 7» пополнилось тремя молодыми педагогами. Получив диплом учителя химии и биологии, Инна Лейно пришла сюда работать воспитателем. На должность воспитателей приняты и 5-курсницы факультета дефектологии Волгоградского педуниверситета Татьяна Слепова и Дарья Таро.
Стажеры с дипломами
– Для учителей, которых готовят преподавать в обычной школе, работа с глухими детьми становится настоящим открытием, – говорит и.о. директора школы-интерната для глухих детей Ася Михайловна Осадчая. – Восприятие материала на основе устной речи, как в общеобразовательных школах, затруднено. Помимо педагогического мастерства, наставнику глухих детей нужно в совершенстве овладеть и жестовой, и дактильной речью.
Прежде чем приступить к учительской работе в школе глухих, выпускники вузов, не изучившие сурдопедагогику, должны пройти стажировку, чтобы не чувствовать себя чужаком в особом мире своих воспитанников. Но это условие не пугает выпускников педвуза. В последние годы педколлектив школы пополнился 13 молодыми специалистами. Для каждого из них это был осознанный выбор.
Будучи студенткой, Инна Лейно проходила практику в школе для глухих детей. Первые воспитанники покорили ее творческими способностями, неординарным мышлением.
Впрочем, сурдопедагогика ей уже была знакома: прежде она приходила в эту школу-интернат, когда писала дипломную работу. Дальнейший путь для Инны Лейно определился. Сейчас она с большим желанием постигает азы нашей профессии и воплощает научные разработки на практике.
Я танцевать хочу!
– Вообще у нас очень стабильный коллектив, – продолжает рассказ Ася Михайловна Осадчая. – Вакансии учителей или воспитателей появляются только по причине ухода наших сотрудников на пенсию. Или в декретный отпуск.
Одним из ярких этапов в жизни школы-интерната для глухих детей стал приход молодого учителя биологии Людмилы Равильевны Башировой. Она тоже познакомилась с воспитанниками этого учебного заведения, когда проходила педпрактику в лагере. И едва пришла на работу в школу-интернат, старшие коллеги единодушно отметили ее педагогический талант. Вскоре молодую учительницу назначили на должность директора этой школы. Большим событием в прошлом году стал школьный проект «Танец с будущими звездами», автором которого стала Людмила Баширова. Учителя и ученики вместе разучивали и современные танцы, и танго, и чарльстон, чтобы предстать перед зрителями. Старшеклассники танцевали на сцене в паре с учителями и воспитателями.
Затем в проект включились вожатые, технические работники школы. В стороне не остался никто! Ученики средних классов шили костюмы, малыши выступали на подтанцовках. Создавая этот проект, Людмила Равильевна решила доказать своим питомцам, что они способны танцевать ничуть не хуже слышащих детей.
– Когда у наших танцоров что-то не получалось на репетициях, я их подбадривала, – рассказывает молодой директор школы. – И в качестве убедительного примера приводила... саму себя. Когда училась в школе, меня пять раз отчисляли из танцевального кружка из-за полного отсутствия способностей. Но танцевать очень хотелось.
После того как меня в очередной раз отчисляли, я вновь записывалась в танцевальный кружок. И сегодня могу смело выступить на сцене.
Сейчас у Людмилы Равильевны наступил тайм-аут: ушла в декретный отпуск. Но душой она со своей школой. Едва ли не каждый день звонит, чтобы узнать, как идут дела у ее воспитанников и коллег.
Привет из прошлого
В будущем году Волгоградская областная школа-интернат для глухих детей отпразднует 100-летие. Первые классы для глухих детей были открыты в Царицыне в 1908 году. До 1922 года деньги на содержание учебного заведения давали местные купцы Репников и Рыбкин. Затем школу для глухих взял на попечение Губернский отдел образования. Здесь открылись столярная и слесарная мастерские, школа переименовалась в детский дом № 11. В нем воспитывалось 60 глухих детей, которые постигали школьные науки и рабочие профессии. В 1924 году здесь был создан один из первых пионерских отрядов, насчитывавший 30 пионеров.
В школе бережно хранятся воспоминания одного из первых учителей школы Дмитрия Андреевича Серебрякова, где рассказывается, что в довоенные годы это учебное заведение располагало собственной типографией. Когда началась война, школу эвакуировали в Серафимович, а педагоги, оставшиеся в огненном Сталинграде, печатали в своей типографии листовки, призывающие на борьбу с врагом. В 1948 году школа для глухих вернулась в родные пенаты. Семья Дмитрия Серебрякова поселилась в подвале школы: дом и работа для них были неотделимы друг от друга. Его дочь Татьяна Сидорова тоже посвятила жизнь работе в этой школе.
Молодые специалисты продолжают добрые традиции школы. Впереди подготовка к большому юбилею, в нее вовлечены и нынешние ученики, и выпускники прошлых лет, и их родители. И еще много новых проектов, которые наверняка запомнятся воспитанникам.
Наталия ПУШКАРСКАЯ
Опубликовано: 2007-10-04
|