Только что с полки
Шатле Ноэль
Последний урок
Многочисленные субкультуры, расценивающие земной конец как некий идеал для любого настоящего, с упоением читают книги с печальным финалом. Но готовы ли даже идейно убежденные люди принять смерть?
...Известие о смерти Мирей Жоспен, матери бывшего премьер-министра Лионеля Жоспена, слетело с полос газет, приправленное документальной повестью «Последний урок» ее дочери Шатле. Написанная в форме письма к покончившей с собой матери, повесть рассказывает, что смерть – великая наука, доступная для смертных. 92-летняя Мирей спланировала все, вплоть до дня своей смерти. Спокойно и вдумчиво она заполняет приглашения. Рядом сидит шокированная 60-летняя дочь, однако старуху это ничуть не пугает. Бывшая акушерка, она открывала двери мира перед новыми людьми, теперь ей предстоит закрыть дверь за собой. Дочери Мирей объясняет смысл смерти: после нее не станет этой бесконечной усталости. Но в столь ответственный день нельзя оказаться неподготовленной. Это все равно что вбежать на бал с непричесанными волосами.
Мама не умерла! Она поселяется в дочери, найдя продолжение...
Габриэль Гарсиа Маркес
Воспоминания о моих грустных шлюхах
Каждая строчка произведения – любовь по правилам и без. «Без» – это лишенный Бродским глагола секс. 92-летний человек, без лишних эмоций живший с самого рож
дения, неожиданно влюбляется в 14-летнюю девушку. Он забывает все, что было раньше, пытаясь отбросить весь мусор догм.
...И все же неизбежна смерть. Тело погибнет здоровым, а вот душа прекратит свой полет, поскольку именно в конце жизни ей удалось нарушить земное притяжение, обретя гибельную, но от этого не менее прекрасную, любовь.
Киньяр Паскаль
Вилла «Амалия»
Киньяр, всегда внимательный к детству и старости, в романе «Вилла «Амалия» рисует главную героиню, прошедшую эти ипостаси и достигшую… пропасти. Анна трагично влюбляется, но не в мужчину, а в музыку, которую в составе квартета исполняли ее отец и дед. В то время все перевернулось: признаться в любви музыке можно было, лишь став композитором. Цель достигнута, и награда за это – необыкновенное погружение в себя. От внешнего, грубого и враждебного она скрывается во внутреннем. А между тем это лишь внешний покой. Она боится старости, боится образа своей матери – сгорбленной старухи, поэтому подчеркивает свою «все еще привлекательность». Но трезвый взгляд – и она не может отрицать старения.
Измена гражданского мужа – бесспорно удар, но не основной. Главной утратой ее жизни является тугоухость к глупым фиоритурам. Постепенно, следуя логике, она стала боготворить лишь чистые мелодии. Но теперь все изменится: не сказав никому ни слова, Анна уезжает в Италию, чтобы там, в деревенской вилле, обрести покой, сложенный из многообразия жизни. Отныне она есть, и ее нет одновременно. Именно это очаровывает всех героев романа, идущих к ней, прикрыв глаза в сладостном ожидании. Покоя?..
Опубликовано: 2007-09-06
|