Развод? Нет, психотерапия!
Об этом мы и решили поговорить с психологом Красноармейского центра психологической разгрузки и реабилитации Еленой Водопьяновой.
– Начнем с того, что в современном обществе доминирующее положение мужчины явно пошатнулось. Примерно в каждой десятой паре мужчина занимает эгоцентрическую позицию, – говорит Елена Александровна. – Он не хочет нести ответственность за то, что происходит, ведет легкомысленный образ жизни. И в экономическом плане молодой муж не проявляет забот. Теперь все чаще женщина содержит семью и даже мужчину! Причем к такому странному положению дел она относится снисходительно. Но со временем женщина задается резонным вопросом: «А не отказаться ли от такого супруга вовсе? Детей я и сама прокормлю, а новый папа – дело наживное!» В результате семья, где папа находился в положении старшего и непутевого ребенка, распадается. Кто виноват? Думаю, ни муж, ни жена, их мамы и папы, заложившие в своих чад такую модель поведения: опекаемого и эгоцентричного мужчины и волевой женщины.
Другая типичная ситуация – когда конфликты в мододой семье возникают из-за излишней ревности супруга. Тут другая сторона медали: мужчина считает женщину своей собственностью и не дает шага ступить без надзора.
Так, к психологу нашего центра обратилась молодая женщина, назовем ее Вероникой, которая задыхалась под прессом мужниных подозрений. Муж требовал, чтобы Вероника с работы до дома (из Красноармейского района до Центрального) доезжала за 30 минут. Еще одно правило «от Артура»: на мужчин нельзя смотреть. Разве что полсекундочки, чтобы определить пол.
– Артура было бесполезно убеждать, что система его правил в корне неверна. Я попросила его поучаствовать со мной в эксперименте. Для начала мы с ним попробовали доехать на маршрутке от их дома до места работы супруги за 30 минут. У нас ушло на это 55 минут. Для чистоты эксперимента проехались еще и в часы пик. Выяснилась истина: жене необходимо намного больше времени на дорогу, чем придумал Артур.
Затем мы ходили с ним по улицам и смотрели на прохожих. Один раз он чуть не ударился лбом о дерево, пытаясь бросать на людей мгновенные взгляды. Другой раз Артур спутал парня-подростка с девушкой. Все эти эксперименты помогли сохранить семью: до обращения к психологу у Вероники было желание подать на развод. Хотя и ждала от Артура ребенка.
Современные психологи приходят к неутешительному выводу: мы не умеем ругаться.
– В семейной жизни нельзя избежать конфликтов, – утверждает Елена Водопьянова. – Есть выражение: не ссорятся только на кладбище. Это точно! Просто у кого-то ссоры случаются чаще, у кого-то – очень редко, но они происходят у всех. При этом нередко свидетелями семейных баталий становятся дети. А значит, ругаться тоже надо умеючи. Технология проста, но очень действенна.
Многие, когда ругаются, переходят на личности, оскорбляют партнера. «Ты такой-сякой!» – в гневе кричит жена. «А ты еще хуже: такая-растакая» – вторит ей муж.
На самом деле в ссоре надо научиться говорить всегда от первого лица. Вовсе не обязательно говорить супругу, что он скряга, драчун и вообще подлец. Эффективнее сказать: понимаешь, мне больно, обидно; я злюсь, переживаю, потому что... Так мы не ущемляем достоинство партнера, и дети не будут свидетелями неприятных сцен. Ведь сейчас жена ненавидит мужа, а эмоции выплеснулись, конфликты разрешились, и она его вновь обожает. И дети тогда понимают ситуацию правильно: мама и папа не поняли друг друга, но сейчас у них, а значит, и у нас все хорошо. На таких примерах и дети учатся правильно выражать свои эмоции со своими сверстниками.
Как сделать так, чтобы отношения между супругами были бы гармоничными? Совет, который дают психологи, прост: «Садитесь за стол переговоров».
Любовь – это состояние, когда ты любишь другого человека и получаешь от этого истинное удовольствие, ничего не ожидая взамен. С другой стороны, не стоит впадать в крайности, позволяя «из любви» использовать вас.
Кристина ВЕНЦОВА
Опубликовано: 2007-09-06
|