В образовании все средства хороши!
На VI Фестивале педагогических средств массовой информации, где побывала и газета «Молодой», помимо несомненных заслуг педагогов России обсуждались настоящие прорывы в образовании – достижения ссузов. Гонка за правительственным грантом подтянула всех. Всех, кто подтянуться мог.
Дело в том, что для участия в конкурсе на получение гранта в размере 20 миллионов колледж или техникум должен был найти спонсоров, которые согласятся вложить в данное учебное заведение по меньшей мере столько же – 20 млн. рублей. Учитывая, что дотационные субъекты федерации по сей день существуют, эти регионы изначально оказались вычеркнутыми из списка претендентов на выигрыш.
Порадуемся
за победителей
Грант в 20 миллионов, не считая спонсорских денег, получил Санкт-Петербургский технический колледж, который осуществляет подготовку по специальностям: «гостиничный бизнес» – менеджер, «технология машиностроения» – техник, «менеджмент» – менеджер, «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» – техник, «маркетинг» – маркетолог. Помимо этого колледж участвует в реализации программ непрерывного образования в комплексах «Колледж – вуз».
Следует заметить, что даже без гранта сделано немало: учебный процесс проходит в оборудованных кабинетах, в цехах, где станки – завидуйте, коллеги! – максимально приближены к современным. «Максимально приближены» – вовсе не значит отсталые. Просто один новый станок обойдется в 70000 долларов. Помимо специальных занятий присутствуют и общие дисциплины, которые также не ограничиваются теорией: в интерактивном тире можно пострелять из двух пневматических винтовок и трех пистолетов, в зале сборки-разборки автомата – потренироваться на скорость…
Учащиеся колледжа в течение первого года проходят общие дисциплины, среди которых и русский язык, литература, история, география. Кто-то спросит: «Зачем русский язык фрезеровщику?» На что преподаватель лишь улыбнется: «А зачем русский язык русскому человеку?»
В колледже обучение по всем специальностям бесплатное (так же как и подготовительные курсы), поступление осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний по русскому языку, математике (тестирование) и медицинского освидетельствования. Выдержав конкурс в 3 человека, вчерашний девятиклассник становится студентом, которому в конце первого года обучения предстоит выбрать, кем же он хочет стать. Для правильного решения ему преподается введение в каждую из предлагаемых колледжем специальностей.
Проблем с трудоустройством у выпускников нет, учитывая, что в стране сейчас дефицит квалифицированных рабочих. Выйдя из колледжа, можно рассчитывать на зарплату в 15–20 тысяч. Варианты – следствие «государственности» и «частности» предприятий. Через несколько лет, когда кроме образования появится и солидный опыт, работодатель оценит бывшего выпускника в 25–35 тысяч.
Для тех, кто жаждет подробностей, – Санкт-Петербургский технический колледж в Интернете: www.spbtk.ru
Бесперспективные перспективы
Достойная оплата труда – золотые слова любого бюджетника, но особенно режут слух они учителям. Увы, люди, от которых зависит не только уровень знаний подрастающего поколения, но и воспитание настоящих личностей, по-прежнему получают копейки.
Плачевная ситуация не только в Волгограде с зарплатами, часто не дотягивающимися до прожиточного минимума. Однако часто это заметно лишь самим учителям. Так, на прошедшем в Петербурге городском совете педагогов губернатор Матвиенко с уверенностью утверждала, что у выпускников педагогических вузов средняя заработная плата равняется 12 тысячам рублей, а если молодой специалист имеет красный диплом – его примут в среднем на 16 тысяч. В действительности, по заявлению самих учителей и директоров, зарплата начинающего учителя составляет 5200 рублей. При учете работы на ставку. Впрочем, например, для председателя комитета по образованию Санкт-Петербурга Ольги Ивановой границ трудоспособности учителя не существует: пока молод, может работать и на две, даже на две с половиной ставки – тогда и зарплата будет приличной.
По мнению власти, с образованием в нашей стране проблем нет. А оставшиеся, совсем дохленькие, скоро умрут. Но не вместе ли с носителями этих проблем?..
Педагог Светлана Крючкова озвучивала наболевшее, в то время как уважаемейшая Валентина Ивановна пожевывала нижнюю губу:
– несмотря на падение рождаемости, классы остаются перенаселенными;
– школьник крайне тяжело усваивает Достоевского, Булгакова… Не лучше ли сконцентрировать внимание на более «понятных» классиках: Пушкине, Лермонтове;
– 1 сентября дети идут на американского «Шрека». А разве можно представить американских школьников, массово смотрящих «Тимур и его команда?»;
– учитель едва-едва существует: речь даже не идет о нормальных продуктах питания и витаминах, у него зачастую нет возможности выспаться по причине отсутствия жилья;
– средней зарплаты учителей нет, как и нет средней температуры по больнице: у кого-то 40 и он умирает, а кто-то при 36.9 чувствует себя вполне сносно;
– старых учителей медленно, но верно вытесняют, между тем в театральных кругах никто не мог и подумать отправить на пенсию Янковского;
– зарплата учителя младших классов самая крошечная, поэтому педагогами становятся далеко не специалисты, в то время как в Японии образованием самых маленьких занимаются профессора, постарше – доктора наук, а уже взрослыми – аспиранты.
Проблемы чиновники назовут условными. Чего стоит утверждение Матвиенко, что в 2011 году все педагоги будут обеспечены жильем. Учитывая, что срок ее полномочий истекает именно в этот год, есть ли шанс у питерских учителей в ближайшее время получить свои квадраты?
В этом жизнь педагогов северной столицы весьма похожа на перипетии судеб их волгоградских коллег: та же неустроенность, невозможность на свою зарплату обрести достойные условия жизни и труда, из прав – одни обязанности…
Зато больше везет школьникам: каждый – подчеркиваем, каждый! – ученик начальной школы в своей школе завтракает бесплатно! Причем властям совершенно все равно, мало или многообеспеченная семья у этого ребенка.
Бесплатные завтраки – пока неосуществимая мечта волгоградцев.
«Нормы питания наконец-то установлены», – заявил А.А. Фурсенко, министр образования и науки России, который также принял участие в проведении Фестиваля. Вот уже два года во многих школах запрещен так называемый «fast food», что вызвало немало протестов со стороны родителей: пусть дети раньше питались явной отравой, но ведь они хоть что-то ели! А теперь попробуй накормить их кашей, значит, права ущемляют!
Министр покачал головой, сказав:
– Запрет на продажу наркотиков и спиртного – это тоже нарушение чьих-то прав. Все прекрасно понимают, что если пища полезная, но невкусная, она пойдет в помойку, поэтому и вводятся новые стандарты. Для их выполнения в 2008 году завершится переоснащение школ новыми пищеблоками.
– Можно ли вводить предмет православного воспитания в школьную программу?
– Можно, если он не называется «Законом божьим», – заметил А.А. Фурсенко. – Культурологический предмет просто не может так называться. Важно никого не обидеть, а донести религию как неотъемлемую часть истории.
Анна СИВОЛОБОВА
Опубликовано: 2007-09-06
|