Как строится общение между учителем и ребенком?
Когда ребенок приходит в школу, ему многое что неясно. Он думает: «Почему эта тетенька мне улыбается?» или даже «Кто эта тетенька?».
Учитель должен с первых моментов для ребенка выступать в роли помощника, наставника. Однако в начальной школе учитель – это еще и друг. Не зря же говорят, что школа – второй дом, а учитель – вторая мама. Но все-таки отношения между учениками и учителем – это официальные отношения, и переходить грань этой официальности не следует. В моей практике был такой случай: была у меня одна третьеклассница Оля. Девочка очень умная, но жутко ленивая, она все схватывала на лету, щелкала, как орешки, не прилагая ни к чему особых усилий, и от этого привыкла почти не учиться. Однажды она пришла на урок, не сделав домашнее задание, да еще и болтала с соседкой по парте. Я сделала вот что: показывала, что не обращаю на нее внимания. Весь день она ловила мой взгляд, который я старательно от нее отводила. Вечером Оля попросила у меня прощения за то, что она не сделала домашнее задание, а на следующий день пришла в школу подготовленная и замечательно вела себя на уроках. Но такой случай был у меня только один раз. И то мне повезло, что с Олей у нас наладился такой контакт, что ей было важно мое отношение. Это плюс как ученика, так и учителя. Ведь могло было быть так, что Оля не обратила бы внимания на мое поведение или, попросив прощения, стала бы вести себя так же. Да и учитель не должен вести себя как ребенок, «обижаться» на учеников за плохое поведение – он же все-таки учитель, а не друг, не младший братик или, в конце концов, родитель. Наставник не может обидеться, а учитель должен быть наставником для ребенка, помощником.
Но ведь иногда об учителе говорят не как о наставнике, а как об авторитете…
Да, действительно, в начальной школе авторитет учителя начальных классов очень высок, часто даже родители не могут конкурировать с учителем: для ребенка слово учителя как закон. Но, к сожалению, или, может быть, к счастью, эта планка авторитета учителя стала немного опускаться.
Стали умнее и просвещеннее родители. Отношения стали более формальными: чаще привлекается юридическая основа. Родители, например, говорят о том, что может делать учитель, а чего не может.
Учитель начальных классов учит детей не только счету, чтению, письму и так далее, но и каким-то моральным законам, проводит воспитательную работу после уроков, например. Бывает такое, что во внеурочное время учитель устраивает так называемый «урок милосердия», а родитель говорит: «Моему ребенку это не нужно!» – и учитель не имеет законного права воспрепятствовать. А ведь в данной ситуации родитель не совсем прав. Что такое воспитательная работа? Во-первых, это работа по воспитанию духовных ценностей в детях. И, во-вторых, работа по сплочению детского коллектива. И то и другое ребенку нужно, а родитель считает по-другому, и с точки зрения закона учитель ничего сделать не может.
Как часто проводятся родительские собрания в начальной школе?
Родительские собрания в первом классе проводятся в зависимости от того, какая в них есть потребность. Но обычно в самом начале учебного года учителя проводят раз в две недели родительские консультации. Это не совсем собрания. Отличаются они тем, что на них приходят только те родители, которые хотят что-то узнать, проконсультироваться с учителем. Потом консультации переходят уже в собрания, проводимые раз в месяц. На собраниях учитель должен знакомить родителей с содержанием учебного материала, со спецификой учебника, с особыми условными обозначениями в учебнике, предупреждать о подготовке каких-либо учебных материалов (счетные карточки, буквы и т. д.)
Какая программа обучения применяется в начальной школе?
Сейчас в начальной школе очень много разных программ. И у учителя есть возможность выбрать ту, которая ему ближе, ту, которую он больше знает. По-прежнему остаются самыми популярными развивающие программы. Их всего две: программа Эльконина-Давыдова и программа Занкова. Все остальные методические комплекты – с элементами развивающего обучения. В принципе все программы разработаны на высоком методическом уровне. Возможность выбора методики может быть предусмотрена профилем школы. Например, школа эта с математическим или лингвистическим уклоном. Однако на начальной школе профильное обучение не рекомендовано. Начальная школа – все-таки еще не школа в полном смысле этого слова, начальная школа универсальная, она дает основу, базу знаний учащимся, она учит учиться. И, на мой взгляд узкая специализация – это неправильно. Потому что период начальной школы – это период активного интеллектуального, психологического развития ребенка. Развивающее обучение потому и доминирует, что оно развивает все способности, задатки ребенка: способность учиться, способность к самостоятельности, способность к анализу своих действий, фактов. И такой процесс развития не может проходить только по одной линии, он должен быть всесторонним. А что касается профиля, то сейчас уже со второго класса вводятся английский язык и информатика, которые и являются базовыми для разделения на профильное обучение. Только хорошо усвоив базовые знания, ребенок сможет выбрать какую-то определенную область и изучать только ее.
Опубликовано: 2007-08-30
|