Шагая по лестнице грамотеев
История, покрытая пылью веков, красочная страна детства и совершенно непостижимый мир слепых, где знакомыми для нас являются только контуры предметов, а то, что находится внутри силуэта, зависит от фантазии слепых. В каждый из этих миров приоткрывает дверь Волгоградский музей письменности и букварей народов мира, аналога которому не существует ни в одном другом городе и государстве мира!
Этот музей начинается с деревянной калитки и орнаментов в традиционном русском стиле. Несмотря на название, которое напоминает о школе, гостей у входа встречает далеко не детский вопрос: «Что вы сделали для русского языка?». С этой фразы началось и существование музея. Задавшись таким вопросом, создатель и хранитель музея Леонид Яковлевич Литовский составил проект, за который получил грант Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусстваи вскоре реализовал идею на базе Центральной городской детской библиотеки им. Пушкина.
В уникальном музее можно увидеть далеко не стандартные экспонаты: «Лестницу грамотеев», первая ступенька которой – умение прочитать и написать свою фамилию, а последняя – умение искать и воспринимать информацию на современных носителях и работать с ней во всемирной сети. «Реинкарнацию букв», «Не-письмо», «Дерево языков, высаженное в музее букварей», «Историю Руси в алфавитах», буквари из разных стран и континентов, азбуку для слепых и такую экзотическую письменность, как «всеясветное» письмо и руны.
Музей букварей народов мира непохож на другие еще и тем, что его экспонаты – не отрешенные свидетели проходящих экскурсий. Их можно брать в руки, листать, рассматривать со всех сторон – к радости самых маленьких и приятному удивлению больших посетителей, так как большое количество иностранных букварей и разнообразных образцов письменности (от знакомых нам восточнославянских до самых экзотических – тамильских, арабских, китайских) вызывает естественный интерес. Особо пытливые посетители могут ознакомиться с подборкой историко-филологических материалов о появлении славянской азбуки и слова «Русь» и увидеть воочию старинные русские псалтыри и буквари, по которым несколько сот лет назад учились грамоте, а также электронные версии старинных учебных книг, хранящихся в Российской государственной библиотеке. Кроме того, можно проследить увлекательную эволюцию рисунков – изображений животных и предметов быта в современные начертания букв.
Неформальная обстановка лишает посещение музея всякого пафоса.
На стеллажах музея можно увидеть не только свидетельства прошлого, но и прогресса, которые опять же отсылают к Книге. Леонид Яковлевич считает, что любые современные носители информации недолговечны, через сорок лет их уже нельзя будет прочесть, а книга, напротив, вечна. Аргументы в его пользу развешаны тут же: диски прошлой компьютерной эры и пластинки, которые расшифровать теперь можно разве что в другом музее – для устаревших машин.
Хранитель музея развивает свою деятельность в различных направлениях: разными путями в его руках оказались букварь Д. и Э. Тихомировых 1990 года и тот же самый букварь 1914 года, который уже тогда пережил 159 изданий. Теперь Леонид Яковлевич задался целью собрать как можно больше вариантов уже ставшего легендарным букваря.
Другим его проектом является – ни больше ни меньше – внедрение лучшей, по словам Леонида Яковлевича, методики обучения письму и чтению детей младших классов. Не секрет, что уже в третьем классе у детей пропадает любовь к чтению (а иногда и вообще не появляется). Чтобы исправить ситуацию, в разных регионах страны начали применять новую методику образования Алексея Кушнира, последователя педагогических идей Я.Н. Коменского, И.Г. Песталоцци, А.В. Дистервега. Леонид Яковлевич способствовал продвижению методики А. Кушнира в волгоградские школы. С прошлого учебного года школа № 7 перешла на новое обучение. Книги и прописи А. Кушнира также представлены в музее.Методика А. Кушнира не случайно заинтересовала Леонида Яковлевича, поскольку именно первые опыты с родным языком определяют то, как человек будет пользоваться языком в дальнейшем. Букварь – это первая ступенька на «Лестнице грамотеев», сколько всего этих ступенек будет в жизни, каждый определяет для себя сам. «Лестница» – это центральный экспонат в музее Литовского, среди ее ступеней каждый из нас может найти ответ на вопрос, в какой степени он овладел родным языком и какие ступени еще предстоит одолеть.
Хотелось бы отметить, что деятельность автора и хранителя Музея букварей и народов письменности особо актуальна в настоящее время, поскольку его проект не только способствует осознанию того, что русский язык – наше культурное достояние, но и популяризации его. Что, в свою очередь, является вопросом национального характера, компонентом осознания себя в качестве русского человека, представителя русской нации. Другими словами, деятельность Литовского способствует повышению престижности русского языка, что немаловажно в настоящий момент для будущего всей русской нации.
Адрес музея: ул. Ленина,6 (Центральная городская детская библиотека им. А.С. Пушкина)
Инна КОТЛЯРОВА
Опубликовано: 2007-08-23
|