Первый блин комом, или Как помочь первокласснику
Как родители должны готовить своего ребенка к 1 сентября?
– Родители должны поддерживать праздничность ожидания первого школьного дня все время перед
1 сентября. Ведь такое отношение повлияет на учебу: для ребенка школа будет ассоциироваться с чем-то очень хорошим, а значит, и обучение будет проходить легче. Даже из подготовки к школе нужно сделать торжество. Встаньте пораньше, скажите своему ребенку: «Сегодня мы идем в магазин и будем готовить тебя к школе!». Можно даже нарядить ребенка. Пусть он выберет то, что понравится ему! Ведь ему будет намного приятней ходить в школу с портфелем, который он сам выбрал, учиться писать ручкой, которая ему нравится. Похвалите: «Ой, какой ты взрослый! А в школьной форме ты даже, по-моему, выше стал!»
Стоит ли родителям как-то формировать отношение ребенка к школе?
Конечно, стоит. Однако за этим скрывается проблема отношения самих родителей к школе. У наших родителей старые стереотипы советской школы, которые сидят крепко-накрепко, – родители в
1-м классе требуют у детей оценок. Не надо спрашивать «Что ты сегодня получил?», спросите лучше «Что ты сегодня нового узнал в школе?», «что было интересного на занятиях?». Нужно оказывать моральную поддержку ребенку: «Мне сегодня Людмила Сергеевна сказала, что завтра вы узнаете, какие буковки дружат с буковкой «А». Расскажешь мне потом?» Вот когда такое отношение будет у родителей к школе, тогда и ребенку будет легче, и учителю. Родители должны создавать положительный образ школы. Чаще всего родители и воспитатели создают негативный образ «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!». И ребенок идет в школу и боится.
С какими еще трудностями может столкнуться ребенок?
Первая проблема, с которой сталкиваются дети, попадая в школу, – адаптация к новым условиям. А условия эти связаны с тем, что меняется вид деятельности. Если в дошкольном детстве главным видом деятельности была игра, то теперь становится главной учебная деятельность. И адаптироваться должны помочь в первую очередь воспитатели уже в старшей группе детского сада.
Имеется практика, когда для облегчения процесса адаптации первоклашки первое время учатся в помещении того детского сада, в который они ходили. Но это чаще всего происходит в таких детских садах, у которых есть договоренность о преемственности с конкретными школами. То есть из садика «Тюльпан» детки идут в школу № 1, а из садика «Солнышко» – в школу № 2.
Но, как правило, в первом классе собираются дети из разных садиков. Еще одна проблема, связанная с периодом адаптации, – ходил ли ребенок к детсад или воспитывался дома. «Детсадовцам» легче, они находятся как бы в своей среде. Меняется только вид деятельности, и то в начальной школе остаются игровые элементы.У детей получается двойной психологический барьер: первый заключается в смене вида деятельности – с игровой на учебную, второй – социальный барьер, ребенок попадает в коллектив, где он никого не знает, ему приходится завязывать новые знакомства, формируются новые модели отношений. Таким образом, ребенок, приходя в школу, находится в психотравмирующей ситуации. Поэтому учитель должен учитывать возрастные особенности шестилетних детей. Задачей учителя становится создание доброжелательной атмосферы в классе и настроя учиться.
Опубликовано: 2007-08-23
|