Музей Цоя оставили в покое
Возможно, не стоило ему лезть в шоу-бизнес – ну да ладно... Был человек – и нет теперь его. Живы только его песни и, конечно, память. Со дня гибели музыканта прошло уже 17 лет, но интерес к «цоевскому урбанистическому неоромантизму» не угасает – молодые неформалы пополняют свои «фанатеки» дисками «Кино», в переходах поют про «белый снег, серый лед», а на Богословском кладбще на могиле кумира до сих пор тусуются «ждущие перемен» люди.
Самой настоящей «Меккой» для «киноманов» всегда была котельная «Камчатка», где Цой в свое время трудился кочегаром (чтобы не угодить за решетку по статье «тунеядство») и где в далекие
80-е собиралась вся тогда еще «ленинградская» рок-богема – Шевчук, Науменко, Гребенщиков, Кинчев, Башлачев и иже с ними. В 1999 году котельная перестала функционировать. А четыре года спустя в этом помещении появился клуб-музей Виктора Цоя, главной ценностью которого стала 12-струнная гитара фабрики им. Луначарского, купленная лидером «Кино» в 1978 году и хранившаяся после его гибели у Марьяны Цой – его жены (тоже ныне покойной)… С тех пор в бывшей котельной ежедневно проводятся концерты как рок-звезд российского масштаба, так и начинающих молодых команд «различной степени перспективности». А этим летом всю рок-н-ролльную общественность взбудоражили слухи о скором закрытии «Камчатки».
Дело в том, что в конце весны власти Санкт-Петербурга решили передать дом, в подвале которого располагается котельная
(ул. Блохина,15), частному инвестору. Планируется реконструировать здание и расселить его жильцов по новым квартирам. В результате реконструкции «Камчатку» предполагалось снести. Судьбу «святыни» осложнял тот факт, что официального статуса музея у клуба нет, хотя, как утверждает арт-директор «Камчатки» Сергей Фирсов, администрация неоднократно пыталась его получить. Известие о том, что в подвальном помещении общежития работает известный музей, стало для строителей сюрпризом. Так как официальных документов, подтверждающих, что «Камчатка» представляет какую-либо ценность, не оказалось, руководство компании сначала решило ликвидировать или переселить клуб, оставив на память о нем только мемориальную доску Виктору Цою.
Поначалу ничто не предвещало благополучной развязки. Но за клуб вступилась сама Валентина Матвиенко. Она пообещала не только сохранить «Камчатку» на прежнем месте, но и дать ей новый, более надежный статус. Губернатор Санкт-Петербурга объявила, что «Камчатку» объединят с Центром современного искусства имени Сергея Курехина. По ее мнению, котельная «Камчатка» является культовым местом для многих поклонников русского рока. «Я не мыслю этот дом без этого музея. Ценность этого места – в его подлинности. Надо сохранить дух той эпохи, атмосферу этого места», – призналась Валентина Ивановна. Радуйтесь, «киноманы», – «Камчатка» будет жить!
Так что Виктора Робертовича уважают не только эстеты и дети улиц, но и губернаторы. Цой являет собой пример человека, воздвигшего себе «нерукотворный памятник». Светлая память!
Опубликовано: 2007-08-16
|