Уж сколько их упало в эту бездну...
Завершился открытый конкурс на лучший проект памятника жертвам политических репрессий, который планируется установить возле Музея-панорамы «Сталинградская битва».
Было представлено 11 проектов, в каждом из которых отражены символы сталинского времени. В одной из скульптур собирательный образ жертв политических репрессий запечатлен в форме белоснежных крыльев, опутанных колючей проволокой. Другой автор в жертве репрессий увидел мученика, распятого на пятиконечной звезде. Представлен и фрагмент тюремной решетки, в «окошки» которой смотрят изможденные лица репрессированных – женщин, детей, стариков. Есть и традиционная композиция в виде двух ладоней в наручниках, в которых теплится огонек.
Оставить свое мнение о представленных на конкурс работах мог каждый желающий. Волгоградские зрители сошлись на том, что новый памятник не должен напоминать надгробие, поскольку в нашем городе и так хватает военных памятников. «В большинстве работ используются страшные образы с оттенком садизма, а образ рук, держащих огонь, без того часто применяют в искусстве», – написала одна из посетительниц. А другой зритель пожелал, чтобы памятник положил начало ретропарку, а не очередному военному кладбищу.
Дабы избежать предвзятости, было решено не сообщать заранее имена авторов, скульптуры выставляли под номерами. Большинство посетителей выставки высказались за скульптуру, где белое дерево, стремясь освободиться от колючей проволоки, тянется вверх. В этом многие увидели победу духа над палачами (ее автор – доцент ВолгГАСУ Юрий Тютюкин). Однако победителем в конкурсе стала работа Виктора Фетисова: две глыбы, пропасть, по краям которых стоят НКВД-шники, а вниз падают люди...
– После выставки понимаешь, что репрессии – это прыжок в пропасть, ужасы и пытки, – поделилась волгоградка Зоя Михайлова. – Но эту страничку никак не вырвешь из биографии нашей страны.
Наталия ПУШКАРСКАЯ
Опубликовано: 2007-08-16
|