«И гнал свой
байк, а не
лимузин...»
Принято считать, что движение байкеров зародилось в перестроечную эпоху. И вроде бы это мнение резонно, в тот период вышло из подполья много разных неформальных движений: сталкеры, ролевики, автостопщики, брейкеры, художники граффити... Но, оказывается, с байкерами все немного сложнее и проще.
В конце 60-х – начале 70-х годов в США после выхода в свет культовых фильма «Беспечный ездок» и книги «Ангелы ада» наблюдался такой всплеск любви к «стальным коням», что, перемахнув «железный занавес», эта волна докатилась и до СССР. Правда, здесь западное слово «байкер» старались не употреблять, ограничиваясь безобидными «мотоспортсмен» или «мотоциклист».
Что касается периода перестройки, то в то время «укротители стальных коней» рискнули назваться романтичным словом «байкер». В это же время в столице стали появляться первые клубы, где народ стал открыто называть себя байкерами.
Мало кто знает, что первыми волгоградскими байкерами были студенты пединститута (ныне – университета). Один из них сейчас стал директором Общественного музея истории связи, радиотелевещания и радиоспорта Царицына – Сталинграда – Волгограда Валерий Полтавец.
– Я начал заниматься мотоспортом в 1958 году, когда получил свои первые права, – говорит Валерий Васильевич. – Первым же моим мотоциклом стал ИЖ-55 в спортивном исполнении. Затем у меня был ИЖ-60К. При педагогическом институте, где я учился, была создана секция, тренером в которой работал спортсмен-мотогонщик Валерий Иванович Данильчук. Да-да, сейчас он ректор педагогического университета!
Первые мотопробеги, в которых мне довелось участвовать, были небольшими по километражу: Волгоград – Луганск, Волгоград – Севастополь, Волгоград – Сочи. В 1967 году я участвовал в автопробеге Волгоград – Варшава, маршрут которого пролегал по местам сражений Великой Отечественной войны. Я возглавлял автомотогруппу. Маршрут был серьезным: в общей сложности мы прошли около семи тысяч километров. Шли через Днепропетровск, Одессу, Львов, Рава-Русскую... На протяжении всего маршрута нас сопровождал легендарный маршал Василий Иванович Чуйков. Из техники мы получили мотоциклы «Урал-2». Это были прекрасные двухцилиндровые машины с мощностью двигателя 32 лошадиных силы. Единственный недостаток состоял в том, что мотоциклы были абсолютно новыми, мы даже не успели их обкатать.
Тот пробег памятен лично для меня еще и тем, что в Польше я нашел могилу двоюродного брата Павла, который во время войны командовал партизанским отрядом в Чехословакии.
Надо сказать, что мотоспортом увлекался не только Валерий Васильевич, но и его супруга Светлана Михайловна. Более того, когда родился их первенец – сын Андрей, теща строго-настрого запретила «молодежи» гонять на мотоцикле. Но молодожены умудрялись обводить бдительных стариков вокруг пальца. Первым из дома якобы по делам выходил Валерий Васильевич, тихонько выгонял из гаража «стального коня» и ждал свою Светлану в условленном месте. Она тоже выходила из дома «на часок» к подружке, а на самом деле чета, можно сказать, первых волгоградских байкеров отправлялась в короткое путешествие за адреналином.
В 70-е годы, работая в Волгоградском гидромелиоративном техникуме, Валерий Полтавец подготовил около сорока ребят-мотоциклистов.
– Тогда на территории техникума была сооружена тренировочная трасса с трамплинами, кочками, лужами, – вспоминал Валерий Васильевич. – После занятий мы с ребятами седлали «железных коней» и – вперед, на ее освоение. Но шум от тренировок стоял такой, что слышно было на весь квартал окрест! И я до сих пор поражаюсь, как жильцы нас терпели... Жаль, что современные байкеры редко спрашивают у нас совета. И хоть мототехника шагнула далеко вперед, но ведь наш жизненный опыт, уверяю, чего-нибудь да стоит. Думаю, в мотоспорте далеко не все следует познавать через собственные ошибки и сломанные ноги...
К племени байкеров можно отнести и некоторых известных людей нашего города. Например, Андрея Кошкадаева, владельца кафе «Белладжио». Его увлечение мототехникой началось с отцовского мотороллера «Вятка». Даже сегодня Андрей считает его «стильной штукой». Сейчас у Андрея – Harley-Davidson.
– Не потому что пафосный, культовый – слабости именно к этой марке никогда не было – просто однажды увидел их модель V-Rod и понял – это мое. Реально очень красивая модель. Потом, как и у всех байкеров, пошла эволюция мысли – захотелось, чтобы мотоцикл был особенным. Так что в Москве в сервисном центре «Бентли» его покрасили в черный цвет.
Несколько раз Андрей ездил на своем «Харлее» по делам в Москву. Рассказывал, что сразу отношение столичных бизнесменов менялось, когда заходил в офис в кожаной куртке, со шлемом в руках. Пафос у людей исчезалал, они начинали нормально общаться.
Связаться с волгоградскими байкерами можно:
· www.cbike.ru – официальный сайт клуба байкеров;
· www.forum.cbike.ru – Волгоградский форум мотоциклистов.
Ева НЕНАШЕВА
Опубликовано: 2007-08-09
|