Хранитель леса
Сначала маленькое незащищенное и хрупкое деревце, потом стремящиеся ввысь кроны, а потом... А потом снова маленькое деревце, и так будет всегда, пока светит солнце и вертится Земля. Лес... При этом слове представляется нечто загадочное, сказочное. Наши предки любили лес. Он и кормил, и одевал, давал кров и тепло. Лес для них был, словно живой организм со своей душой, мыслями и чувствами...
Может ли человек создать лес? А реку?
Есть пословица «Один в поле не воин». До недавнего времени я не задумывалась глубоко над ее смыслом. Но сегодня задумалась и... не согласилась. Воин, еще как воин, если этот человек искренне желает добра, если он талантлив, трудолюбив и умен!
Может ли человек создать лес? Поговорим об этом с почетным членом Всероссийского общества охраны природы, заслуженным лесоводом России, почетным академиком Российской экологической академии, народным попечителем природного достояния Поволжья, почетным жителем Красноармейского района Волгограда Дударевым Иваном Петровичем – создателем и директором на протяжении сорока лет дендросада в Красноармейском районе Волгограда.
Детство. Студенчество. Война
Иван Петрович родился 26 мая 1922 года в маленькой деревеньке Воронежской области. Его родители – простые крестьяне, отец имел 4 класса образования, мама была неграмотной. Он был восьмым ребенком в семье. Жили туговато, но дружно. Природу любил и понимал уже в самом раннем детстве, со старшей сестрой ходил собирать цветы, чудные растения. «Но, – признается Иван Петрович, – мысли о том, чтобы посвятить свою жизнь ботанике, в ту пору не было».
В 19 лет окончил школу. С трепетом вспоминает он свою первую учительницу. На удивление, память Ивана Петровича бережно сохранила образы учителей, школьных и институтских. Кстати, студентом вуза он стал в 1941 году, летом. Поступил в Воронежский университет на биологический факультет. Но проучился там всего один семестр, перевелся в лесохозяйственный институт.
Шла война... Студенты института днем учились, потом дежурили на крышах зданий, гасили фашистские 5-килограммовые бомбы-«зажигалки». Было и страшно, и нет. Страх притуплялся чувством ответственности.
«В начале июля 1942 года немцы приблизились к Воронежу, – вспоминает Иван Петрович, – бомбили постоянно. На моих глазах были совершенно уничтожены химико-технологический институт и научно-исследовательский институт коллоидной химии. Горел заповедный лес – 35 тысяч гектаров...»
Младшая сестренка Ивана Петровича погибла при бомбежке, отец был тяжело ранен, в родной дом попала 50-килограммовая фугасная бомба... Институт, в котором учился Дударев, эвакуировался в Татарстан, а его самого направили в военное пехотно-пулеметное училище.
Полный курс военного училища длился 4 месяца. Учился молодой человек отлично по всем предметам, кроме огневой подготовки. В восьмилетнем возрасте Иван Петрович переболел корью. Болезнь дала осложнения, и глаза стали терять зоркость. Сейчас он уже почти не видит. А в то время... «– 9», неважное зрение не позволяло ему хорошо стрелять.Тем не менее училище он окончил, получил офицерское звание, просился на фронт, но был направлен военруком в сельскую школу, где и проработал до конца августа 1943 года.
Воронеж освободили, вернулся из эвакуации родной институт. Учеба началась с заготовки дров для отопления института и общежитий. Потом восстанавливали разбитое здание храма науки, делали мебель, оборудовали учебные аудитории.
В 1943 году в жизнь студента вошла любовь. Он познакомился с Настей – студенткой того же вуза. А в декабре 1944-го состоялась их свадьба.
Рождение ученого
Закончилась война, в декабре 1946 года Иван Петрович получил диплом инженера лесного хозяйства. «Забавный факт, – посмеивается Дударев, – 26 декабря 44-го года мы с Настей расписались, а 26 декабря 46-го я получил диплом».
По распределению поехал в Орловскую область в лесостепную опытно-селекционную станцию на должность агронома-селекционера. «В моем ведомстве был питомник по выращиванию деревьев и кустарников из семян, полученных в ботанических садах различных природных зон зарубежной и отечественной селекции, – вспоминает ученый. – Объем работ был колоссальный. Мы выращивали десятки тысяч деревьев и кустарников, включая и плодовые, и ягодные, и многолетние цветочные культуры, одной живой изгороди было 15 километров!».
А потом Иван Петрович стал «хозяином» дендросада. Война нанесла огромнейший ущерб дендрарию. Надо было произвести полную инвентаризацию, составить путеводитель по прекраснейшему уголку живой природы. Дударев успешно выполнил порученное ему дело.
«Жили мы тогда трудно, – вспоминает Иван Петрович, – зарплаты небольшие, а у нас уже был сын. Да еще родители жены с нами жили, но ничего, справлялись. Объем работы был очень большой, но молодость не ведает усталости, работать было очень интересно».
В 1950 году Иван Петрович решил писать диссертацию. Молодой ученый ощущал в себе уже достаточно сил для воплощения своего опыта в большой научный труд. Но жизнь распорядилась иначе. Пришел приказ Министерства коммунального хозяйства о переводе супругов Дударевых в Ногинский техникум зеленого строительства, в Подмосковье. «Перед нами уже замерцали великолепные перспективы, я мог бы поехать работать даже за границу, но опять вмешался случай, и мы оказались в Сталинграде. Впрочем, я об этом нисколько не жалею».
Канал в лесах
А помнишь ли, уважаемый мой читатель, я спросила тебя: «Может ли человек создать реку?».
«Странный вопрос, – ответит мне скептик, – конечно, нет». «Ну, пожалуй, надо взвесить все «за» и «против», нужна ли вообще эта река?» – задумается прагматик.
«А почему бы и нет!» – воскликнет энтузиаст. Послевоенное время – период возрождения страны, когда сложнейшую работу, которую сейчас-то выполняют с трудом, делали люди почти без техники, почти даром. Делали и верили, что когда-нибудь «и на Марсе будут яблони цвести».
1952 год... Год пуска в эксплуатацию рукотворной реки – Волго-Донского судоходного канала. Построить канал, который соединит две могучие реки, планировали еще монголо-татары в свое время, потом был указ Петра Первого, строительство началось, но так и остановилось в самом начале, и только каких-то полвека назад давняя мечта осуществилась, и Волгоград стал «портом пяти морей».
Но построить реку мало. Надо придать живописный облик ее берегам, превратить выжженную солнцем степь в цветущий край.
– Иван Петрович, а какие деревья свойственны нашей местности?
– Да, собственно, никакие... У нас – степи, следовательно, любое дерево, посаженное здесь, нуждается в особом заботливом отношении.
Итак, в начале сентября 1952 года семья Дударевых прибыла на волжскую землю. Иван Петрович был назначен старшим садоводом гидросооружений Чапурниковского района. «Условия работы в междуречье Волги и Дона были очень тяжелыми: ветры, забивающие песком глаза, волосы, ворот рубашки, – признается ученый,– да и для растений, которые планировалось высадить по берегу канала, тоже готовилась нелегкая жизнь. Грунты сплошь насыпные, поднятые с 5-метровой глубины при рытье русла канала, а это биологически мертвая почва».
Местные жители скептически покачивали головами, утверждая: «Здесь никогда ничего не росло и расти не будет». Тем не менее работа началась. Государство выделило на озеленение канала 105 миллионов рублей, но прошло совсем немного времени, и сумму сократили аж втрое. И вся работа по озеленению берегов Волго-Дона легла на плечи небольшой группы эксплуатационников, во главе которых стоял Иван Петрович.
«В начале работы, – вспоминает Дударев, – у нас не было никакой техники. Сажали вручную. Лопатами рыли сотни ям, потом нам дали лошадей, мы пахали плугом...». В ту пору Иван Петрович предлагает изменить подход к озеленению канала, поменять ассортимент растений. Его научная работа на эту тему высоко оценена – медалью ВДНХ.
Зеленый шум
1959–1960 годы. Дударев приходит к мысли, что необходимо создать дендрологический сад – «зеленую лабораторию» для выращивания и испытания древесных пород, пригодных для выращивания в нашей экосистеме. Сразу же оговорюсь: понимания он не встретил.
Тем не менее «зеленая лаборатория» под руководством Ивана Петровича Дударева была создана. Вместе с женой – своей первой помощницей, и небольшим коллективом сотрудников дендросада трудился он над созданием уникального исследовательского участка. Не было инвентаря – они приносили из дома лопаты. Не было достаточно людей. Проверяющие смотрели, не уговорил ли он помочь кого-нибудь из работников Волго-Дона, ему угрожали выговорами. Но самой жизнью было предначертано: «Саду цвесть!»
Сейчас в дендросаде растут тысячи прекрасных растений. Деревья, достигающие в высоту сорока метров, словно гигантские атланты, подпирают небо. Каждое из них выращено из маленького семени, привезенного из разных концов света.
Диссертацию он так и не защитил, хотя рукопись ее много лет хранится у него. Опять подвели глаза... Тем не менее опыт, знания, а главное – необыкновенная любовь к земле принесли свои плоды, да какие плоды!
...В древности наши предки верили в то, что лес полон чудес. Они считали, что у него есть свой хранитель, который бережет каждую веточку, каждый листок. Каким он был, этот хранитель леса?
Мне почему-то кажется, что его глаза и улыбка были точь-в-точь, как у Ивана Петровича. Мы гуляли с ним по тропинкам ЕГО леса, и мне казалось, что вот сейчас из-за дерева выйдет какое-то мифическое существо и растворится в наполненном ароматом воздухе... Но нет, из-за дерева вышел молодой рабочий дендросада и направился по своим делам.
«Нам сейчас помогают, – порадовался Иван Петрович, – администрация выделяет деньги, школьники приходят, работают. Я верю, что жизнь дендрария будет еще очень долгой и счастливой».
26 мая Дудареву исполнилось 85 лет. Серьезная дата. Время, когда человек вправе сказать: «Жизнь удалась». Иван Петрович просил не называть его «великим ученым», «большим ученым», он даже дал мне несколько статей, в которых их авторы, говоря о нем, употребляли такие эпитеты, строго-настрого наказав не следовать их примеру.
Ну что ж, Иван Петрович, я исполнила вашу просьбу, хотя, уж простите, как иначе назвать ученого, который сумел столько сделать за короткую человеческую жизнь, да еще в такое нелегкое время?
Надежда ЕПИФАНОВА, гран-при областного творческого конкурса «Острое перо-2007»
Опубликовано: 2007-08-02
|