Сон ли? Явь ли?
Кошмар наяву?
О том, что сны – это такая же реальность, как и наша повседневная жизнь, знали многие народы.
В ЧАСТНОСТИ, у Милорада Павича в «Хазарском словаре» есть упоминание, что последняя хазарская принцесса Атех жила в собственных снах, как в другом мире. Причем там ей нравилось гораздо больше, чем в родных шатрах-покоях.
Также сны были важным феноменом во всех мировых религиях. Например, дискуссии об интерпретации снов упоминаются в Талмуде – коллекции еврейских религиозных учений (200 до н.э.– 300 н.э.). В Упанишадах – священных индийских текстах (7 век до н.э.) – приведено феноменологическое описание сновидений. В 5 веке н.э. Птолемей разработал теорию прогнозов, основанную на толковании увиденных во сне образов.
Революция
имени Кастанеды
По мнению большинства исследователей, сновидение состоит из множества компонентов: сюжета и эмоций, персонажей, местности, цветового и звукового оформления, несоответствий, разрывов, переходов. Так уж случилось, что в современной культуре сны обычно используются для предсказания будущих событий.
Проснувшись поутру, вы вспоминаете пару-тройку ярких образов сна, открываете сонник и находите их толкования. Все четко и понятно: «Увидеть остров – означает обретение покоя, свободы и заслуженной благодарности после многих тревог». Или: «Увидеть цепи – предвещает клевету и предательские замыслы ваших завистников». Теперь главное – не открывать второй сонник, иначе в нем вы найдете, что, оказывается, «остров – это перемены в личной жизни, разлуки и потери; для состоящих в браке – развод». А «Цепь – это безраздельная верность». Естественно, что после даже такого примитивного «анализа» ощущение разгаданной тайны улетучивается...
Однако после выхода книг Карлоса Кастанеды появилась еще одна версия о том, что есть сон. Она приобретает все больше думающих поклонников. И ключевым словосочетанием тут станет «хакеры сновидений».
Лидером и основателем группы «хакеров сновидений» стал некий Сергей Изриги, организовавший в свое время шесть клубов сновидений. Они были зарегистрированы в Минске, Риге и четырех городах России. Пять рекламных агентов и шестнадцать (!) нанятых психологов зазывали народ в клубы, где проводили индивидуальный опрос по специально разработанной методике. Беседы о снах записывались на аудио- и видеопленки, затем передавались в группы аналитиков. Те составляли свои причудливые классификации, выжимали из информации общие моменты и отправляли выводы заказчику.
Сон – приказ?
Так вот, в результате обработки более десятка тысяч сновидений (!) были обнаружены удивительные, не поддающиеся до сих пор объяснению факты. Поражало огромное количество синхронных сновидений! К примеру, 3 февраля 1994 года многим людям снились игры с детьми либо на площадке недостроенного дома, либо на каких-то развалинах. Что это было? Показ массового «сновиденного» фильма? Некий файл, который прокрутился через «дисковод», составленный из этих самых «сновидящих»? Или сновидение можно рассматривать как приказ, предупреждение свыше? Или... массовый выброс бессознательного материала? Точного ответа на этот вопрос нет до сих пор.
Также этими «самостийными» исследователями было замечено, что люди часто видят сновидения, которые не имеют отношения конкретно к их жизни. Допустим, человек, никогда не бывавший у моря, во сне ловко рассекает волны на серфинге. Житель Севера охотится во сне на слона, а парню из Прибалтики снится пыльная буря в пустыне. Более того, иногда мужчины попадают в «женские» сны, а женщины – в «мужские». А иногда, особенно детям и подросткам, снятся сны животных.
Например, такой сон приснился 10-летнему мальчику Виктору, воспитаннику детского дома: «Странный дом. Я был там впервые. Внезапно все задрожало. Стены затряслись, с потолка посыпалась штукатурка. Снаружи послышался чудовищный грохот. Я открыл окно и увидел в нескольких метрах огромный танк. Его башня начала разворачиваться на меня. Я побежал в спальную, где спала двухлетняя сестра. Потом был взрыв. Стены упали. Мне придавило ногу, и я проснулся от жуткой боли».
Виктор знает, что мать отказалась от него сразу после родов. И квалифицированные психологи мудро заметили бы, что сон мальчика четко выражает его тоску по семье, а драматическое содержание объясняется психическим надломом брошенного ребенка.
Но вот самое удивительное, что подобный сон снился не только Виктору. В тот период на Балканах шла война, и многие люди просыпались в холодном поту от кошмаров с танками и расстрелянными детьми. Более того, эти люди отнюдь не относились к сверхвпечатлительным или зацикленным на просмотре теленовостей. Получается, что эти, как и другие сны, могли транслировать на дальние расстояния? Кто? Люди? Боги? Коллективное бессознательное? Или наша планета-матушка?
Более того, многие люди, ставшие героями такого «сна-боевика», всерьез призадумывались о проблеме и... в корне меняли свои решения, мнения, соглашения и договоры.
Сон – отмычка?
С 1995 года ситуация изменилась. Из архивов стали изыматься сотни работ, которые описывали прямые и обратные связи между мирами снов и яви. К счастью, хакеры сновидений накопили достаточное количество информации о снах и сновидениях, чтобы делать серьезные выводы. Их резюме было таковым: сновидение – это аналог текстового файла в формате only-read. Кстати, забегая вперед, можно сказать, что примерно к такому же мнению приходят сейчас американские ученые.
Человек, знакомый с компьютерами, знает, что текстовый файл не может влиять на операционную систему. Но, будучи снабженным макросами управления, он превращается в «отмычку» для взлома программы. Это хакерское правило справедливо для проникновения в любую защищенную среду, в том числе и для осознанного вхождения в мир сновидений. А сон можно рассматривать как защищенную программу.
Сон превращает людей в марионеток. Засыпая, мы не знаем, в каком месте окажемся. Набор сюжетов и персонажей навязывается нам помимо нашей воли. Программа переносит нас из сцены в сцену совершенно нелогичным образом. Мы выступаем то в роли зрителей, то в роли участников событий. Сон контролирует нас, заставляя подчиняться его командам и правилам.
Хотя и здесь бывают исключения. Некоторые люди изредка могут «заказывать» сюжеты снов. Другие вносят в сновидения незначительные элементы управления.
Защита Морфея
Однако любые продолжительные усилия по «укрощению» снов вызывают «ответный удар». Это является еще одним признаком «защищенности» сновиденной программы. Каждый исследователь снов в конце концов встречается со «стражами». Эти «хранители» («защитники», «монстры») пугают людей, если те начинают изучать особенности сновиденных пространств.
Психологи утверждают, что «стражи» – это персонификации наших проблем или выходы бессознательного. Мистики и оккультисты говорят, что «хранители» и «монстры» являются астральными существами или силами, которые, контактируя с человеком, принимают вид грозных и опасных чудовищ…
Заказ на сон
Тем не менее влиять на сон другого человека или «заказать» свой собственный – это вполне реально. Для этого надо «настроиться» на волну того человека, обсудив детально будущую местность сна и маршрут каждого.
Кстати, «хакеры сновидений» долго и кропотливо рисуют карты собственных сновидений, отслеживая, где конкретно у них находятся город, река, остров, море... И двигаются по собственным снам, как по реальной местности.
Правда, увы, за время 15-летних опытов «хакеров сновидений» было совсем не много удачных попыток точного попадания в сон другого человека. Но они были! Более того, было эмпирически подтверждено, что «гость чужого сна» может влиять на состояние здоровья «передатчика сна». Как в плюс, так и в минус... Поэтому излишне добавлять, что, пуская другого человека в собственный сон, будьте осторожны.
Софья ТЮЛЬПИНА
Опубликовано: 2007-08-02
|