|
|
«Иван Купала»: отмечая чужие праздники,
мы забываем свои
Группу «Иван Купала» у нас знают практически все – с 1998 года этот замечательный ансамбль занимается популяризацией русской народной музыки.
Критик Евгений Петренко писал о них: «С выходом первого альбома группы «Иван Купала» «Кострома» всем остальным так называемым фольклорным коллективам, расплодившимся на нашей эстраде, остается только отдыхать. Невероятный успех, свалившийся на группу, можно объяснить тем, что в проекте традиционное русское искусство (пение) соединено с современными электронными аранжировками и танцевальными ритмами. Причем электронная основа не становится определяющей, а фольклорная составляющая представлена самыми разными жанрами народного творчества – от календарной поэзии до частушек под язык».
Коллектив не только гастролирует по стране, но и получил признание за рубежом. А недавно «Иван Купала» доехал и до нас. Он был приглашен на русский День влюбленных, проходивший 8 июля. Мне удалось пообщаться с художественным руководителем коллектива Алексеем Румянцевым.
– Несколько банальный вопрос: как вам Волгоград?
– В Волгограде мы были уже раз пятнадцать и каждый раз приезжаем к вам с удовольствием. Публика у вас хорошая. А еще у нас тут родственники живут!
– Фолк-музыка в России продолжает оставаться неформатом...
– К сожалению, у большинства наших людей представления о русском фольклоре ограничиваются песнями коллектива «Золотое кольцо». На самом деле у наших прапрадедов существовали не только застольные песни, но и обрядовая музыка – вещь, более сложная для восприятия; а чтобы воспринимать ее, необходимо иметь какие-то знания в области культурологии. Взять, к примеру, нашу песню «Кострома» – человек не поймет, про что в ней поется, если не имеет представления о том, как происходит сам «обряд Костромы». Славянская этническая музыка до сих пор не востребована массовой аудиторией. Даже если говорить о прослойке людей, которые слушают фолк, – многие отдают предпочтение кельтской или восточной музыке. Ирландские мотивы подкупают мелодической простотой и обладают некой «пивной харизмой». А восточные напевы завораживают непонятностью – ведь люди не понимают, про что там поется, – и эта таинственность притягивает. Людям хочется экзотики...
Так же дело обстоит и с праздниками. Вы бы видели, как много народу в Москве выходит на улицы, чтобы отметить ирландский День святого Патрика! Какая в нем необходимость? Или Хэллоуин... Почти у всех отмечаемых у нас в стране зарубежных праздников есть русские аналоги. Отмечая чужие праздники, мы забываем свои...
– Так что же нужно сделать, чтобы заставить нашу европеизированную молодежь «вернуться к истокам»?
– Вернуться к патриархальному деревенскому укладу в принципе уже невозможно – от прогресса никуда не денешься. Но традиции нужно чтить. Лично мы перед собой не ставим задачей кардинально изменить положение вещей в отечественной культуре – мы прежде всего стараемся делать такую музыку, которая нравится нам самим. Конечно, мы занимаемся популяризацией русского фольклора. Но мне кажется, что фолк-музыка никогда не станет каким-то знаменем, не сыграет решающей роли в возрождении народных традиций. Положение вещей могло бы изменить введение славянского праздничного календаря и замена всех «инородных» праздников на исконно русские.
– Алексей, благодарю вас за интересную беседу. Что бы вы хотели пожелать читателям нашей газеты?
– Уважаемые молодые люди! (Улыбается.) Не забывайте о своих корнях!
...Когда мы в аэропорту провожали музыкантов, организатор концерта Дмитрий Селезнев удивился: «Странное дело: группу знает вся страна, а в лицо никто их не узнает!» На что Алексей Румянцев задумчиво ответил: «Может, оно и к лучшему. Зато поклонницы не разорвут!»
Опубликовано: 2007-07-19
|
|
Популярное |
На страницах нашей газеты вы найдете, все что интересует
современную молодежь: ВУЗ
Волгограда, вакансии,
жилье
и ипотека, программа
молодая семья. Новости, культура и развлечения, клубы Волгограда, музеи, концерты и кинотеатры!
Лагерь
«Острое перо». Спорт,
здоровье,
безопасный
секс без СПИДа, и многое-многое
другое!
|
|
|