Шаолинь открыл свои тайны
на набережной Волги
Справка «Молодого»:
Появление монастыря Шаолинь напрямую связано с проникновением буддизма в Китай. В 464 г. туда прибыл индийский монах по имени Бато, чтобы продвигать в массы религию прозревшего принца Гаутамы. Спустя 33 года (в 495 г.) для проповедей Бато по приказу вэйского императора Вэнь-ди (471–500) в провинции Хэннань был построен знаменитый Шаолинь. Наиболее значительную роль в становлении монастыря сыграл некий Да Мо. Многие считали его «бодхисаттвой» – существом, достигшим просветления, но отказавшимся от нирваны (вечной эйфории) ради спасения других.
Он написал два трактата: «Ицзинь-цзин» («Книга об изменении мышц и сухожилий») и «Сисуй-цзин» («Книга о промывании костного и головного мозга»), в которых разработал уникальную систему оздоровления. Да Мо учил монахов развивать и концентрировать внутреннюю энергию «ци», применять ее для улучшения здоровья и укрепления их слабых тел, а также проводить подобные практики в объединении с ушу – искусством ведения рукопашного боя и владения оружием.
Шаолиньское ушу широко распространено в Китае и за его пределами, оно является одной из древнейших ветвей ушу. Изучение боевых искусств в первую очередь было направлено на тренировку тела и нервов, а во-вторых, предназначено для самообороны монахов – при ведении боя они активизировали скрытые внутренние энергетические резервы, поэтому победить их было практически невозможно. Секреты боевого искусства из поколения в поколение передавались втайне лишь нескольким избранным. В течение длительного времени техники самообороны совершенствовались, определялись основные их принципы. Самые искусные мастера Шаолиня могли, стоя на краю колодца, отбивать ногами мячики на 50 м, гулять по стене колодца, прыгать на балку крыши и др.
По историческим причинам было утеряно очень много уникальных знаний в области оздоровительных методик и боевых искусств. В 1928 году монастырь был сожжен (в четвертый раз за историю своего существования) военачальником Ши Юсанем: большинство бесценных книг по философии, медицине и боевым стилям были уничтожены. А захватившие в Китае власть коммунисты всячески препятствовали объединению боевых мастеров – боялись возникновения революционной ситуации. Именно поэтому на данный момент сохранилась лишь 1/5 часть тех знаний, которыми обладали древние шаолиньские монахи.
Ныне Шаолинь из надежно сокрытого от алчного взора европейской цивилизации очага запретной мудрости превратился в брэнд – поглазеть на свято место стекаются жующие гамбургеры туристы, предприимчивые дельцы в недавнем прошлом снимали реалити-шоу о жизни монахов, а шаолиньские бойцы активно путешествуют по миру и удивляют публику своими чудесами.
Шаолиньские чудеса
в Волгограде: «Мам, я тоже
так хочу!»
И все же «обмирщение» легендарного монастыря имеет и свою положительную сторону. Благодаря представлениям гастролирующих шаолиньских мастеров ушу люди всего мира теперь имеют возможность прикоснуться к необычному – воочию наблюдать те чудеса, которые долгое время являлись достоянием мифов и легенд.
А совсем недавно и волгоградцы смогли насладиться великолепным шоу воспитанников Шаолиня, проходившим на набережной. Группа из 26 монахов, представлявшая дворец ушу Шаолиньского монастыря, посетила наш город в рамках своего российского турне – до приезда к нам монахи произвели небывалый фурор в Сочи и Элисте. Они много ездят по миру, бывали ранее и в России.
Желающих оценить боевое искусство китайских монахов собралось великое множество.
Представление началось с небольшим опозданием. Заиграла завораживающая сакральная музыка древнекитайских храмов, на сцену вышли люди в серых одеяниях и стали стучать ложками по мискам. Начало было настолько необычным, что один из стоявших со мной пожилых зрителей сочувственно вздохнул: «Голодно им там, наверное, бедным!» Но «сценка из жизни кузбасских шахтеров» сменилась дикими массовыми спарингами: мастера виртуозно махали мечами, палками, цепями, приводя в восторг публику. Кстати, кроме 18 видов стандартного оружия (меч, копье, острога и т. д.) в монастыре применяются и такие редкие виды, как железные веера и перья, флейты, шаолиньские иглы, ручной шлем и наконечник копья. Ведущий пояснил, что монах Шаолиня помимо традиционных видов оружия в целях самообороны может использовать и бытовые предметы: мухобойку, швабру и т. п. Показав свое искусство владения оружием, монахи плавно перешли на демонстрацию своих необычных физических возможностей. Перед этой частью шоу на сцену снова вышел ведущий и предупредил о том, что все показанные трюки без специальной подготовки повторять нельзя. И тут началось невообразимое. Один монах уперся горлом в острие боевой палки, согнул ее и сломал. Настоящий фурор произвел следующий номер – молодой воспитанник Шаолиня разбивал об голову толстые металлические пластины. Стоящий со мной рядом молодой человек что-то пошутил насчет умственных способностей исполнителя трюка. Все бы им язвить, завистникам! Продолжительными аплодисментами был награжден монах, удерживавшийся мышцами пресса на конце шпиля. Единственное чудо, в возможность осуществления которого никто не поверил (включая вашего покорного слугу), – монах пробивает иголкой стекло, оставляя в нем маленькое отверстие. Увидеть маленькую дырочку в стекле с расстояния пятнадцати (минимум) метров практически невозможно. Одним из организаторских минусов можно назвать отсутствие большого экрана – эффект был бы мощнейшим.
Далее по программе монахи стали изображать животных, в которых они перевоплощаются при смене тактик ведения боя ,– орла, богомола, тигра. Демонстрировалась невероятная пластика тела.
Шоу продолжалось. Публика не переставала удивляться.
Выступление китайских мастеров боевых искусств восхитило всех, а отдельных товарищей даже вдохновило на новые подвиги. Какой-то гопник, сполна проникшийся воинственным монашеским духом, видимо, решил закрепить полученные знания на практике и пнул ногой стоявшего неподалеку неформала, но, завидев доблестных стражей правопорядка, скрылся в толпе. Видимо, неудавшийся «шаолиньский боец» плохо слушал пояснения ведущего: «Шаолиньские монахи исповедуют буддизм и поэтому овладевают боевым искусством не для того, чтобы драться, а чтобы суметь защитить себя». Два подвыпивших молодых человека мечтательно рассуждали о возможном неблагополучном для монахов завершении шоу, если бы они приехали в День ВДВ: «Десантура бы побила!» Рыжий румяный детсадовец, подражая монахам, внимательно смотрел на сцену и старательно махал веточкой. Он непрестанно галдил маме: «Я тоже так уметь хочу!» Мысль ребенка продублировал (правда, на более грубом наречии) хулиганистого вида тщедушный подросток с бутылкой пива в руках, но из цензурных соображений цитировать его не буду.
Чтобы так уметь, нужно посвятить этому всю жизнь, друзья! Возможно, вы и не пополните ряды шаолиньских монахов (это очень сложно), но отказаться от вредных привычек и начать заниматься единоборствами можно и в России. И в Волгограде в том числе. Было бы желание!
Опубликовано: 2007-07-19
|