Память всколыхнули письма
Родная школа, ты помнишь нас – твоих учеников? Теперь ты другая: современное просторное типовое здание называется волгоградской гимназией № 9, но гимназия – преемница школы
№ 25 имени Н.К. Крупской. Ты стоишь рядом с гимназией, наша двухэтажная, с белыми колоннами школа № 25. Мы тебя любили, учились, мечтали, но... все зачеркнула война. Мы, твои ученики, кто едва вступив в жизнь, а кто с выпускного вечера пошли защищать Родину. Со школьного порога многие ученики твои шагнули в бессмертие...
Идет уже 65-й год Победы в Сталинградской битве, но «живые» письма 1941–1945 годов, документы о наших судьбах, собранные в музее гимназии № 9 и в музее истории Кировского района рассказывают о нашей юности. Поднимитесь в холл второго этажа гимназии и увидите наши лица: и тех, кто погиб, и тех, кто вернулся с войны, выполнив свой долг. Мы с вами, нашими потомками. Даже во время войны мы переписывались со своей любимой классной руководительницей Анной Андреевной Прушинской. Она была в эвакуации. Она берегла наши письма, наши фото и своей рукой записывала наши судьбы: «фамилия, имя – погиб». Благодаря ее заботе и любви вы, потомки, можете узнать о нас, вечная ей память!
Фронтовые треугольники, просмотренные военной цензурой, расскажут все сами. 20 июня
42-го года Иван Ксенофонтов, учившийся в ВМАУ им. Леваневского, которое располагалось в Куйбышевской области, пишет Анне Андреевне ответ на ее письмо: «и ... прочитав начало, я, весь побледнев, стал просто каменный, а известие делало свое – весь вечер и ночь я был просто сам не свой – передо мной вставали одна картинка за другой, в которых и был наш славный Ванюша. Как ни жаль, но его уже нет – Он пал за Родину. Слава юному герою, слава, слава! Но ничего! Вот окончу училище, я и мы все, мои товарищи, постараемся так бить врага, как бьют наши славные сталинские летчики, не щадя своей жизни. Прощай, дорогой друг, прощай!»
Анна Андреевна написала на фотографии, что Иван Куликов и Михаил Протопопов погибли в первых боях, защищая Москву. Ваня Ксенофонтов принял эстафету подвига от своих одноклассников и совершил свой 25 апреля 1945 года, а пока... Он жив и передает привет одноклассникам. Среди них Татьяне Кудряшовой, которая работала на военном заводе
№ 91 – на трудовом фронте.
25 июля 1943 г. Иван шутит, что он не «вечный студент», просто профессия морского летчика сложная, но он может Анне Андреевне сообщить адрес Махиной Любы, которая «уже прошла огонь, воду, защищала наш город, сейчас находится на передовой».
19 августа 1943 г. Иван пишет, что скоро закончит учебу. Его любимая учительница живет рядом с их училищем. Форма морского летчика красивая, выпустят их офицерами, младшими лейтенантами, и он хотел бы заехать к ней в гости. «Остаюсь с курсантским приветом. Ваш бывший ученик».
Но Иван не смог приехать к учительнице в гости. Шла война.
18 августа 1943 г. Ваня и Люба Махина почти в один и тот же день писали письма учительнице. Люба, как родному человеку, приоткрывает свою душу, ведь не зря считают учительницу второй мамой. «Получила письмо. Я от радости впала в детство, несмотря на то, что война заставила быть взрослой. Я вступила добровольно в ряды РККА. Со Сталинградского фронта переехали на другой фронт. И вот сейчас воюем. Милая Анна Андреевна, что только может перенести человечество!
…Вспоминаю сейчас 10-й класс. Вспоминаю уроки истории, когда проходили период гражданской войны, к тому же читая книги о гражданской войне, о ее участниках, о комсомольцах молодых, совсем юных, ставших на защиту своей, только что народившейся Родины, ты весь отдавался в романтику и героизм этого периода.
Не однажды мелькала мысль: «Какие они счастливые – герои, титаны, они совершали такие благородные дела, а вот ты сидишь и поедаешь хлеб, ими посеянный». И вот настало «счастливое время», вернее, не время счастливое, а время, в котором можно проявить свое счастье. Началась война!
Не скрываю, что у меня был страх перед войной, мне казалось, что ехать на фронт – это добровольно лезть в петлю. У меня был еще животный страх за жизнь. Рассуждая, я доходила выводами до того, что моя жизнь немного значит как для всех, так и лично. Можно было ей жертвовать, но появлялась какая-то слепая инстинктивная борьба за жизнь, и это удерживало меня от фронта. Но фронт был «щедрым» – взял и пришел сам ко мне... Простите, Анна Андреевна, вынуждена сейчас закончить письмо. Перед глазами стоит силуэт большого украинского города, он зовет нас на освобождение его от ига фашизма. Пока. С приветом. Люба».
20 августа 1943 г. «Привет с фронта от бывшей ученицы Марии Приходько! Мы с Любой Махиной ушли в армию в один день и находились в одном подразделении. Потом перед выездом из Сталинграда на этот фронт ее перевели в другую часть, но в нашей же дивизии, и мы имеем возможность видеться иногда». Маруся пишет любимой учительнице, что бои идут уже на Украине.
30 сентября 1943 г. «Привет с фронта! Милая Анна Андреевна! ...Школьная скамья! Как далеко теперь она от меня. А, между прочим, кажется, что только вчера я вышла из десятилетки. Еще звучит в ушах ваш звонкий голос. А сейчас вот привыкла к фронтовой жизни». И она рассказывает, как они гонят немца, а он как можно быстрее драпает. «Правда, сволочь успевал поджигать селения. Когда мы ехали по освобожденным селам, то навстречу двигалась длинная вереница возвращавшихся жителей домой. Немец хотел их эвакуировать в Германию, но не успел. Только здесь нет шума, крика. Здесь каменная, своим молчанием, лавина. Ужасная картина! Вновь земля Украины пропитывается кровью. В воздухе кипит большая жизнь-борьба, приносящая многим смерть. Жестокие бои идут! Ведь это же творит все «чистокровная» сволочь», – пишет Люба Махина.
10 января 1944 г. Анна Андреевна работает в школе директором в эвакуации. Ей Маруся Приходько сообщает, что в Бекетовке стало многолюдно, шумно, что Сталинград стал отстраиваться.
15 января 1944 г. Люба Махина беспокоится, почему долго молчала Анна Андреевна. Пишет о своей фронтовой работе, о своей награде – медали «За боевые заслуги» и – почти шутя: «Жизнь моя продолжается. Порой, правда, и кажется, что наступает ей конец, но дела поправляются, все входит в свою колею... и это прошлое становится чуть ли не смешным. Все страшное и опасное уходит вдаль, а в памяти остаются только смешные моменты».
Июнь 1944 г. В иностранном конверте Виктор сообщает: «в настоящее время я нахожусь на Днепре на правом берегу на плацдарме, который мы отстояли в жестоких боях... В день приходилось отбивать по 11–18 атак пехоты и танков противника в сопровождении авиации и артиллерии.
...Сегодня радио принесло радостную весть об открытии второго фронта в Северной Франции. Это еще более нас воодушевило и теперь уже у нас никто не отберет этот клочок молдавской земли, частицу нашей великой Родины... Гитлер крепко чешет свой затылок».
Вспомнить всех
Через 42 года после начала Великой Отечественной войны Анна Андреевна Прушинская смогла в родной Бекетовке в своей квартире собрать своих учеников. Затем все пошли в родную школу № 25.
Анна Андреевна начала послевоенную поименную перекличку своих учеников, выпускников школы № 25 имени Н.К. Крупской:
Сергей Батрак — погиб в районе Волоколамского шоссе, защищая столицу.
Мария Бяхова — погибла.
Слава Генералов — старший лейтенант, 753-й артиллерийский полк. Боевой путь от Сталинграда до Берлина. Награжден: орденами Ленина, боевого Красного Знамени, Отечественной войны I степени, гвардейским значком, медалями, благодарностями. Он умер 12.06.1945 г. Похоронен: Германия, г. Найдам. Слава добровольцем ушел на фронт в первые дни войны, закончив 10-й класс в
1941 г. Отцу писал, что виски у него посеребрились и стали догонять отцовские, а было ему всего-то 22 года.
Клава Демьянова – погибла.
Григорий Дмитриев – погиб 9 мая 1945 г. в Праге (сгорел в танке), там и похоронен.
Юрий Каширин – погиб в 1943 г.
Володя Коновалов – погиб в 1943 г.
Игорь Коновалов – погиб в 1945 году в боях с японцами.
Иван Ксенофонтов – воевал на Ленинградском фронте, бил врага в Прибалтике. 25 апреля 1945 года, получая боевое задание отбить корабль, на котором фашисты стремились вывезти 2000 советских детей 4-12 лет (использовавшихся в качестве доноров) из концлагеря в Западную Германию, летчики знали, что, вероятнее всего, они погибнут. (Они выполнили задание, детей спасли, но самолет Ивана Федоровича Ксенофонтова в районе косы Хелл 25 апреля 1945 года был сбит зенитной артиллерией врага.)
Иван Куликов – погиб в первых боях за Москву.
Михаил Протопопов – погиб в боях за Москву.
Люба Пискун – погибла.
Сафонова – погибла.
Владимир Смирнов – закончил летную школу, воевал в составе гвардейского авиационного полка дальнего действия. 16 июня 1943 года (за месяц до двадцатилетия) его машина была подбита над целью. Приземлился с парашютом и погиб в схватке с фашистами. Был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени посмертно.
Нюся Фафанова – погибла.
Федор Халин – погиб.
Иван Иванович Лебедев – директор школы № 25, 1906 г. рождения, ушел на фронт 13 сентября 1941 года (есть запись № 157 на стр. 90 книги 1 тома 1 уникальнейшей «Книги призыва», хранящейся в Кировском РВК). Погиб в бою под Ейском.
Вечная память погибшим!
Вернувшиеся с войны учащиеся школы № 25 достойно прожили жизнь. Школа гордится своими учениками, защитниками Родины.
О четырех расскажем подробнее
Ягупов Виктор Прокофьевич встретил войну в гарнизоне Брестской крепости, тяжело раненный попал в плен. После войны преподавал русский язык и литературу. За героизм в Бресте был награжден орденом Красной Звезды.
Усынина Татьяна Степановна дошла до Пруссии. В 1944 году была тяжело ранена, ампутировали левую руку до локтя. Закончила пединститут, преподавала. Отличник народного образования.
Гурьянова Татьяна Ивановна была разведчицей 51-й армии Украинского фронта, а также в 57-й и 64-й армии Сталинградского фронта. 17 раз она ходила в разведку пешком и 25 раз ее сбрасывали с самолетов в тыл врага. Однажды ее задержали, пытали, водили на расстрел. Награждена орденом Красной Звезды, многими медалями.
Томарев Виктор Иванович принимал участие в боях за Бекетовку, был комендантом баркаса «Абхазец». Это только в Сталинграде. Был награжден орденами Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, 5 медалями, гвардейским значком. После войны профессор Томарев много сделал для сохранения правды истории для последующих поколений.
...Из поколения к поколению в школе № 25, ныне гимназия № 9, передают историю, как девчата и ребята шагнули в войну от школьного порога. Вместе с учениками военную форму надел и директор школы 1939–1941 гг. Лебедев И.И.
С инициативой увековечить в камне подвиг выпускников, шагнувших от школьной скамьи на передовую линию фронта, выступили года три назад нынешние ученики гимназии. Многое было сделано при поддержке педагогов во главе с директором и родителями, но... Кто реально сможет осуществить этот проект? Ознакомив с этой историей фонд «Поколения», я нашла понимание у председателя фонда И.А. Соловьевой и его сотрудников. Первый шаг в осуществление этого проекта Волгоградский благотворительный фонд «Поколения» сделал 22 июня
2006 г. Торжественно был открыт на территории гимназии № 9 у школьного порога закладной камень с надписью «Здесь будет установлен памятник выпускникам сталинградской школы № 25, ушедшим на фронт добровольцами». Все мы надеемся, что скоро увидим памятник героическим выпускникам 40-х годов и их директору, который встанет на месте закладного камня.
Дэя ВРАЗОВА
Опубликовано: 2007-07-19
|