Студентом можешь ты не быть, но режиссером быть обязан
Умереть, будучи в полном здравии, полюбить, оставаясь равнодушным, и оказаться распятым в самом расцвете сил – это правда, театральная правда, с которой пытались поспорить студенты группы
2 РТП Волгоградского государственного института искусств и культуры на заключительном экзамене по режиссуре.
Проходил он не в душной аудитории, а на сцене. Вместо безумного количества билетов студентам пришлось выучить безумное количество текста, да не просто выучить, а осмыслить, разобрать и пропустить через себя, чтобы не дай бог какой-нибудь дотошный зритель, запасаясь тухлыми помидорами, не выкрикнул: «Не верю!!!»
Кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников уже давно заработала себе славное имя законодательницы сценического мастерства благодаря своим блистательным показам, спектаклям и оригинальному подходу к выбору репертуара. Задача, стоявшая перед юными режиссерами 2-го курса, решалась отнюдь не в одно действие. Оживив театральный отрывок, они должны были, как настоящие профессионалы, поставить его «на ноги», грамотно расставить мизансцены, подобрать актеров (своих же одногруппников), костюмы (шили из того, что было), да так, чтобы все по-взрослому, по-настоящему получилось. Режиссерские отрывки 2-го курса должны были отразить физическое действие на слово. Как рождается действие, как подкрепляется словом, какое находит действие и противодействие в определении конфликта, без которого не понять театрального действия. Все режиссерские отрывки, а таких должно было быть 20 (по числу студентов в группе), были основаны на произведениях классической литературы. На подготовку отводилась пара месяцев, репетировалось две недели, а окончательные формы приобрело (только никому) в последнюю ночь. Да-да, вы не ослышались, генеральный прогон явился для многих роковым: малейшие неточности – твой отрывок снимают, не выучил роль – до свидания, просто читаешь заученный текст вместо того, чтобы жить на сцене, – ищи другую профессию. Жестоко? А что вы хотели, искусство требует жертв! После такой театральной ампутации осталось ровно 11 отрывков. Здесь, уж простите, уважаемые актеры, за такое сравнение, действуют законы джунглей: выживает сильнейший.
2 июля – судный день. Около актового зала толпятся зрители (такое на обычном экзамене вряд ли увидишь), рядом строчки своей роли повторяют актеры, кто-то пытается падать в обморок. У некоторых сдают нервы, и они начинают истерически смеяться. Подпитываясь вспышками фотокамер и приездом телевидения, гул в коридоре достигает апогея. Картина резко меняется с появлением руководителя курса, а по совместительству папы, как называет его группа 2РТП, доцента кафедры режиссуры театрализованных представлений праздников Геннадия Александровича Веденеева. ...Плотно замкнув его в живое кольцо, они принялись жадно внимать последним наставлениям своего учителя. Несмотря на то что промедление смерти подобно, от 20-минутной задержки представления никто не умер, а даже наоборот – подготовился к предстоящему просмотру. Под легкую и беззаботную музыку все актеры начали выходить на сцену. После такой экспозиции зрители смогли насладиться отрывком из любимого всеми произведения
А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка». Весело и непринужденно молодые студенты справлялись с поставленной перед ними задачей. Но вот уже на сцене следующее произведение – юмористические зарисовки Антона Чехова «На даче» и «От нечего делать». В главных ролях – большой, колоритный барин Евгений Барышников и полный его антипод – худощавый, вечно смущенный этакий ботаник с очками на кончике носа и талмудом конспектов под мышкой Павел Смирнов.
Произведения Куприна всю жизнь были для меня олицетворением невинности и какой-то непонятной чистоты, уже давно ушедшей в прошлое. Да и кто из девчонок не ревел, читая бессмертную повесть о любви «Олеся», сострадая кудеснице леса. Именно такую атмосферу и постаралась передать в своем отрывке Анастасия Кравченко. Вмиг все задышало лесной прохладой, а кулисы и декорации наполнились птичьими голосами. Несколько минут – и действие переносится в цыганский табор, где Лойко Забар пытается пленить вольную красавицу Раду. Студенты так вжились в роль, что под гитарный аккомпанемент принялись заигрывать со зрителями, предвещая им то мужа богатого, то дорогу длинную. Но по-настоящему поразил всех весельчак и балагур группы КВН-щик Павел Смирнов.
Никто и подумать не мог, что этот никогда не унывающий человек сможет сыграть отъявленного нигилиста Евгения Базарова. На репетиции последней сцены произведения Ивана Тургенева «Отцы и дети» Павел признался, что так вжился в роль, что у него действительно начинали отниматься ноги и перехватывало дыхание, как у его умирающего героя, а его напарница Савицкая Кристина, исполнявшая роль единственной любви Базарова Анны Сергеевны, не могла сдержать слез.
Но слезы в этот день были не только на сцене, но и в зале. Режиссер не побоялся замахнуться на столь монументальное произведение, как «Тихий Дон». Но исполнительница роли шолоховской Натальи Анна Сидоренко долго не могла справиться со своим заданием. Иногда репетиции проходили с истериками (здесь выручал пузырек валерьянки), казалось, что режиссер требует невозможного. Еще бы, передать всю правду несчастной женщины, покалечившей себя из-за любимого, сможет далеко не каждый заслуженный актер, что уж говорить о 18-летней девушке?
Но труднее всего, по словам Г.А. Веденеева, им давался отрывок из «Мастера и Маргариты».
– Одно время я даже хотел снять его с показа, чувствовал, что не идет он у нас и все, – рассказывает художественный руководитель 2-го курса. – Дело сдвинулось с мертвой точки, когда мы получили благословение отца Олега, который даже прочитал нам несколько лекций. Сцена допроса Иешуа Га Ноцри Понтием Пилатом поистине мистическая, но сомнений на главную роль у меня никогда не было. Лишь Игорь Дементьев на вопрос, что такое истина, в роли Иисуса Христа смог дать однозначный ответ. В финале театрального показа все актеры в знак духовного очищения и торжественного окончания сессии надели на голову венки. После: разбор полетов, проставление оценок в зачетные книжки, но это все, как бы сказали театралы, предлагаемые обстоятельства. Главное, что теперь они настоящий третий курс. Занавес!
Оксана ПОЛЯКОВА
Опубликовано: 2007-07-12
|