Преданья старины глубокой
У наших предков наблюдалось очень мудрое и достойное отношение к будущей маме. Ведь рождение считалось у славян одним из величайших таинств человеческой жизни. Наблюдательные и смекалистые деревенские жители знали, что благополучие ребенка закладывается тогда, когда он находится в утробе матери. С благополучием матери напрямую связывалось здоровье и счастливая судьба будущего младенца.
* Положение беременной женщины зависело от достатка семьи, ее взаимного согласия, количества рабочих рук, личных качеств самой беременной и многих других причин. Но общее мнение гласило, что беременную необходимо «поберечи».
* Как только домашние начинали подозревать женщину в том, что она «понесла», вокруг нее сразу же все смягчались: переставали упрекать, если она вздумает «приотдохнуть», старались ее не расстраивать, не бранить, беречь от тяжелых работ. Если беременная, несмотря на уговоры, продолжала работать по-прежнему, то домашние под каким-либо предлогом приставляли ее к какому-нибудь другому делу, где бы она не так сильно утомлялась.
* Беременная обычно скрывала свой изменившийся «статус». Родственники и соседи подыгрывали ей в этом и не задавали прямых вопросов. Более того, таких расспросов даже опасались, боясь подозрений в злом умысле относительно беременной. Считалось, что открыто спрашивать о сроке и примерной дате родов может только тот, кто желает нанести порчу ей и будущему младенцу. Спросить об этом могли только муж, ее собственная мать и свекровь, и то только тогда, когда практически были уверены в будущем прибавлении семьи.
* Заботливость домашних, начиная с момента, когда беременность становилась заметной, постоянно возрастала по мере приближения родов и достигала наивысшей точки непосредственно перед ними. Дело доходило даже до того, что работы по поднятию тяжестей выполняли соседи, не говоря уже о муже и домашних. Психологический комфорт вокруг «брюхатой бабы» стремилась создать не только ее семья, но и вся деревня. Частенько к беременной забегали любопытные соседки посудачить, дать какой-нибудь совет, помочь по хозяйству. Приходили к ней в дом с богатыми подарками бездетные женщины и молодухи первого года замужества, чтобы почерпнуть от нее плодородной силы.
* Все желания беременной исполнялись беспрекословно. Если ей хотелось съесть или надеть что-нибудь особенное, покупали без разговоров. В иных местах отказать ей в прихоти, особенно если ее просьбы касались съестного, считалось за грех, потому что этого «требует душа младенца». Если беременная просила денег, какой-либо вещи или чего-нибудь съестного и получала отказ, это могло навлечь на дом обидчика если не ее гнев, то уж точно гнев предков. И тогда в том доме могло произойти несчастье: мыши или крысы изгрызут всю одежду, моль поест шерстяные вещи...
* Беременную женщину стремились предохранить от испуга или переживаний. Поэтому ее не отпускали одну в лес, отстраняли от участия в похоронах, не позволяли смотреть, как забивают скот, уберегали от ссор, чтобы не испортился характер ребенка.
* Нельзя было таить на будущую маму и обиду. Если беременная просила прощения, было грехом не извинить ее. Однако всегда старались предупредить эту ситуацию и сами шли к ней, чтобы уладить отношения. Существовал обычай «прощеных дней», когда все родственники за один-два месяца до родов приходили просить прощения у беременной, а она, в свою очередь, просила прощения у них. Этот обряд повторялся чуть ли не каждую неделю: считалось, что не снятая с души обида могла привести к несчастью во время родов.
Опубликовано: 2007-07-12
|