Будьте как лошади!
Скажете, мирно проехаться в одном вагоне с табуном лошадей и стаей волков нереально? А вот и нет!
Не так давно все эти звери отправились в Москву в сопровождении одного человека. Это вовсе не трюк и не реалити-шоу из серии «Остаться в живых». Все проще: волгоградский художник-анималист Константин Щербаков поехал в столицу с почетной миссией – представить там свои работы.
Звери
с человеческими лицами
Как видно по картинам Щербакова, художник отдает предпочтение двум представителям фауны – лошадям и волкам...
– Потому что лошади – это моя любовь, а с волками у нас какое-то родство душ, понимаете ли, – поясняет он.
Под кистью художника все они словно оживают. Лошади встают на дыбы, кокетливо «улыбаются» или грустно глядят из-под челок своими почти человеческими глазами. Кажется, если постоять перед ними в тишине, можно будет услышать тихое ржание… С волками та же история. Их шерсть прорисована так натуралистично, что в нее хочется запустить руки. Волки грустят, радуются, предостерегают. На выставке в Урюпинске, где Константин Щербаков тоже представлял свои картины, один первоклассник, указывая на картину с волком, воскликнул: «Ух ты! Гляди, какое у него лицо! Класс!»
– Для меня услышать подобное от самого неподкупного зрителя было как бальзам на сердце, – улыбается художник.
Воскресшие лошади
Практически у каждой из представительниц копытных имеется своя история. Так, коняшка, изображенная на картине «Прокатимся», – горожанка из горсада, на ней летом катаются ребятишки – отсюда и название. Для пущей праздничности ей в гриву вплели цветочек – и смотрится она этакой игривой девицей на выданье. «Дремлющий» – совсем другой характер, серьезный, потому что он – тяжеловес, рабочий конь из села. Работа с философским названием «Но не под седлом и без узды» – изображение своенравного дикаря. Есть и «потрет» коня, которого уже нет в живых.
– Его звали Огонек, – рассказывает художник. – Он оправдывал свое имя – всегда был резвым, жизнерадостным, что называется, с огоньком. Оправдал он имя и в конце своего существования. Мне рассказали, что когда его на поезде перевозили в другое село, в вагоне, где стояло животное, загорелось сено – конь задохнулся.
Однако на картине Огонек продолжает оставаться все тем же непоседой, он живет.
Интерес к лошадям у Константина Валерьевича проявился давно. Маленький Костя Щербаков уже в четырехлетнем возрасте начал лепить из пластилина разные фигурки. И первыми из них, изображающих животных, были лошади. Детская самодеятельность повлияла на будущее Константина Щербакова: он выбрал для себя профессию архитектора. А с 2000 года начал пробовать себя в качестве анималиста, художника, изображающего мир животных.
Он рисует не только физическую красоту, данную лошади от природы. Ему удается показать ее душу – иначе картины бы не производили сильного эффекта. А этому действительно есть подтверждения.
– На скачках в Иловлинском районе, проходивших в конце прошлого года, – рассказывает Лидия Урсу, организатор выставок с участием работ Константина Щербакова, – в качестве одного из призов победителю предполагалось подарить такую вот лошадку Константина Щербакова. Но еще до начала скачек одна женщина-участница увидела этот приз и просто отойти не могла от картины, стала умолять, независимо от исхода гонок, оставить ее ей. Картина ей и досталась – наша наездница пришла первой: она просто и мысли не могла допустить, чтобы впечатлившее ее изображение было передано кому-то другому.
«Цепляющего» реализма в изображении лошадей художнику удается достичь благодаря длительному изучению этих животных и особому, трепетному отношению к природе.
– Сейчас наша молодежь загипнотизирована компьютерами, – переживает художник. – А ведь на мир нужно смотреть своими глазами, иначе можно и жизнь прожить, ничего не заметив. Тогда как потрясающая природа – вокруг нас. Стоит только увидеть ее. Например, хотя бы выйти ночью на балкон и поглядеть на звездное небо – необыкновенная молчаливая магия! А еще мудрые предки говорили: «Движенье – жизнь». Лошади, на мой взгляд, – самое лучшее, живое воплощение этого изречения. Поэтому хочется сказать нашей молодежи – в хорошем смысле слова: будьте как лошади! Живите! Двигайтесь!
Мистические волки
Что касается волков, то любовь к этим хищникам тоже пришла из детства. Ее маленькому Константину привили книги.
– В первом классе я прочитал роман Джека Лондона «Белый клык», – вспоминает Константин Валерьевич. – Детские впечатления, как известно, самые сильные – вот и отложилось чувство симпатии к этому животному. Больше всего меня поражает отношение к нему человека, оно все время меняется и в конечном итоге предстает каким-то неоднозначным, даже противоречивым. С одной стороны, это нелюбовь и боязнь, с другой, – поклонение.
Для себя Константин Валерьевич сделал вывод, что волки – это благородные и добрые по отношению к сородичам животные.
– Сейчас слишком жестокий век, слишком ожесточенные люди, – вздыхает он. – Да, люди в отличие от волков умеют общаться, но порой это преимущество оборачивается против них же самих, и часто они попросту не могут понять друг друга. Волки, как и многие другие животные, в этом отношении мудрее нас: не они, а мы их меньшие братья.
Для меня важно передать внутренний мир волка таким, каким я его представляю, когда рисую определенного зверя с собственным характером, – говорит мастер. – Живых волков мне приходилось наблюдать, но, конечно, в неволе. Как-то раз я приезжал в Москву на неделю и почти все дни ходил в зоопарк, где наблюдал за одной волчицей. Уже на третий день я понял, что она из толпы посетителей выделяет именно меня. Я жалел ее, потому что она жила в маленькой клетке. Свободолюбивое животное превратилось в автомат: пять шагов в одну сторону, поворот и пять шагов в другую. Она знала, что обречена, и смотрела так, словно говорила: «Эх, люди…»
В названиях картин чувствуется философское настроение художника: «Волчья жизнь», «А кому сейчас легко», «Впереди зима». Особенно сильное впечатление производит картина под названием, выражающим, по задумке автора, волчье кредо: «Не верь, не бойся, не проси». Взгляд у волка – тоскливый-тоскливый, он смотрит, словно укоряет.
В процессе творчества Константин Валерьевич думает о судьбах тех, кого рисует. Мысленно разговаривает с волками, и, если долгое время не подходит к картинам, ему начинает казаться, что изображенные на них волки скулят или рычат – зовут его. А когда мастер доволен своей работой, он иногда даже чувствует запах нарисованной кожи и шерсти смотрящего с картины зверя...
Мария ЧАСОВИТИНА
Опубликовано: 2007-07-05
|