С неформалами
надо работать
неформально!
Подчас начальнику ПДН Ворошиловского РОВД г. Волгограда капитану милиции Рене Клещиной бывает трудно добиться понимания родителей так называемых трудных подростков, что причиной их семейных проблем являются они сами, а никак не их несовершеннолетние дети. Ведь они еще не могут в полной мере осознавать характер своих поступков и нести за них ответственность.
Вот так приходит одна из родительниц в ПДН и с порога сообщает: «Все! Я больше не могу! Я хочу написать заявление на свою Верку! Посадите ее! Пятнадцать лет, а она пьет, гуляет, вещи из дома ворует. А если не посадите – я на вас жалобу напишу!»
Вот так, просто и незатейливо, проблема из плоскости своей ответственности за воспитание собственного ребенка переведена отчаявшейся родительницей в плоскость милицейской работы.
Но неслучайно Рена Владиславовна получила дополнительное образование психолога – побеседовав с этой мамой, она выяснила причины бунтарского поведения ребенка.
– Как вы заботитесь о дочери?
– Я все для нее делаю! Она у меня и накормлена, и одета, и обута.
– Это все?
– Да чего ж еще. Я же для нее стараюсь, работаю днями и ночами, по командировкам мотаюсь.
– А кто же в это время воспитывает вашу дочь?
– Бабушка. Больше некому. Верка у нее уже лет пять живет, с тех пор как мы с мужем развелись.
– А сами вы где проживаете?
– В другом районе. Я встретила хорошего мужчину и живу с ним. Мне же надо как-то свою жизнь устраивать...
Нужно сказать, что в работе Рене Клещиной помогает ее дар находить общий язык с людьми. Вот вы бы смогли тактично и убедительно объяснить женщине, что без перемен в ней самой ее дочь вряд ли станет вести себя лучше от милицейских предупреждений или наказаний, что ее поступки – это протест против самой матери, которая позволила ей думать, что ее не любят и не желают уделять ей время. Ведь такое «подбрасывание» ребенка родственникам только укрепило ее в мысли, что она просто не нужна собственной матери. Но вернуть потерянный авторитет очень сложно, авторитет в глазах ребенка – тем более.
– Одним из самых больших заблуждений родителей является мнение о том, что, бросая все силы на алтарь трудового фронта, они могут безболезненно перепоручить воспитание детей бабушке, няне или на худой конец оставить под присмотром соседей. Вроде бы и лишних хлопот нет, и ребенок под надзором. Только под каким? Ведь дети прежде всего должны чувствовать опеку родителей, а не кого-то другого, – говорит Рена Владиславовна. – Нам, сотрудникам милиции, тоже тяжело придерживаться такой позиции, ведь мы как раз из тех, кто вынужден работать, не считаясь с личным временем. Однако мы понимаем, что это необходимо, и стараемся при любой возможности быть рядом со своими детьми.
Доверить ребенка действительно можно не всем. Кто знает, чем это обернется? Например, на одном из городских праздников около полуночи патрульный наряд, состоящий из инспекторов ПДН, заметил двух очень нетрезвых… пожилых женщин, причем они катили детскую коляску, в которой находился полугодовалый ребенок! Бабушки были искренне возмущены тем, что их остановили милиционеры, а то, что они своим поведением подвергают опасности малыша, их нисколько не волновало.
Оказалось, что пожилые дамы не могли не принять участия в массовых гуляньях, но и ребенка оставить было не с кем – его мать начала праздник задолго до официального старта. Инспекторам ПДН пришлось принять меры воздействия и к бабушкам, и к мамаше.
Одним из самых опасных преступлений остается вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность. Эти вопиющие факты – зачастую дело рук самих родителей: один подросток под угрозой ежедневного избиения отцом ворует цветной металл, другой по наущению родителя избивает соседских детей и одноклассников «для завоевания авторитета». Выявляются подобные преступления с трудом, зачастую только благодаря доверию подростков.
Криминальная культура, насаждаемая масс-медиа, вносит свою весомую лепту в рост подростковой преступности, и отрицать это просто глупо. Несформировавшееся сознание ребенка не в состоянии отличить художественный вымысел от реальности, внешнюю форму выражения авторского мировоззрения от внутреннего содержания. Отсюда тюремный жаргон и воровская романтика кочуют в речь подростков, а заканчивается все такими происшествиями, как жестокая массовая драка между учащимися двух школ из-за пустячной ссоры во время игры в футбол, произошедшая недавно в Ворошиловском районе.
Сотрудники, которым приходилось работать не только в ПДН, но и в других «серьезных» подразделениях: уголовном розыске, следствии, говорят, что работать с детьми в десять раз сложнее, чем с закоренелыми преступниками. Ребенок – это совсем другая психология и правовой статус. И сталкиваться на службе в подразделениях по делам несовершеннолетних приходится уж с очень специфичными проблемами.
– Всем нам известны факты, когда совсем юные девочки 14–16 лет становятся мамами. В таких случаях инспектор ПДН занимается установлением отцовства, – говорит Рена Клещина. Как бы это ни выглядело с точки зрения обывателя, сотрудники милиции должны провести проверку на предмет выявления возможных преступлений, предусмотренных 18-й главой Уголовного кодекса, – преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности. К сожалению, почти всегда ни родители юной мамы, ни она сама этого не понимают, воспринимая действия сотрудников милиции как вмешательство в частную жизнь, и всячески пытаются их игнорировать.
За всем этим стоит правовая безграмотность. Родителям и родственникам несовершеннолетних матерей просто непростительно непонимание того, что, не желая признавать своих ошибок в воспитании и «выносить сор из избы», они способствуют сокрытию преступления и оставляют безнаказанным преступника.
– Основная задача подразделений по делам несовершеннолетних – предупреждать, а не наказывать, – продолжает Рена Клещина. – Но в сознании населения почему-то живо мнение о том, что цель инспектора – уличить, обвинить и поставить на учет, наклеив ярлык «трудный подросток». Это в корне не так!
Уже много лет ПДН во взаимодействии с органами образования, социальной защиты и здравоохранения проводит множество профилактических акций, направленных на пропаганду здорового образа жизни, борьбу с наркоманией и алкоголизмом, среди них: «Подросток», «Ночной город», «Безнадзорные – дети», «Милиция и дети», антинаркотические рейды «Дурман» по ранней профилактике преступлений.
В каждом райотделе организуется работа с несовершеннолетними членами неформальных молодежных организаций, футбольными фанатами. Для проведения разъяснительной работы сотрудниками милиции выявляются лидеры и члены неформальных групп антиобщественной и противоправной направленности, попавшие в поле зрения персонально закрепляются за сотрудниками райотделов для проведения индивидуальной работы. А тот факт, что сам министр внутренних дел России Рашид Нургалиев является председателем Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних, говорит о значении, которое придается работе с подростками. Чтобы они не стали «трудными».
Юлия ЛОКТИОНОВА
Игорь НАМ
Опубликовано: 2007-07-05
|