Так как же нам воспитать...
самого воспитателя?
В зубах навязла фраза о том, дескать, беда современного общества заключается не в плохих детях, а, увы, в плохих родителях, которые, измотавшись на работе и «навоевавшись» с бытом, с радостью «подбрасывают» чадо в любые свободные руки.
Но если в советские времена функции воспитателей худо-бедно брали на себя, кроме родных бабушек и дедушек, еще школьные педагоги, тренеры в секциях, руководители кружков и студий, наконец, просто соседка тетя Маша, которая присматривала за всеми окрестными детьми, а попутно и объясняла им, что такое хорошо и что такое плохо, то постперестроечная «картина воспитания» с каждым годом становится все плачевнее...
Увы, нынешние бабушки и дедушки в подавляющем большинстве своем должны работать, чтобы хоть как-то материально поддерживать семьи. Школьные педагоги открыто заявляют о том, что они исключительно дают знания по «своим» предметам, но не обязаны никого воспитывать, потому что им за это не доплачивают. «Осколки» дополнительного образования не в состоянии охватить трети бездельничающих по дворам-квартирам школьников. Спортивные тренеры готовы до ночи тренировать и наставлять лишь перспективных мальчиков и девочек, которые в будущем привезут медали и грамоты, но не ребят, занимающихся спортом «для себя».
И вот мы опять вернулись к тому, с чего начали: кто и как должен воспитывать ребенка, чтобы потом не было мучительно стыдно... Ибо безжалостная статистика свидетельствует: к 47% детей в России можно применить такую, возможно, непедагогическую характеристику, как «дети, предоставленные сами себе». И это не только дети из малообеспеченных или неблагополучных семей, где родителям все равно, чем занимаются их чада. В эти проценты входят и ребята из вроде бы вполне достойных, но неполных семей или вполне полных, где есть мама и папа. В двух последних случаях вся энергия родителей «сгорает» либо на работе, либо еще где-то, а «на выходе» ребенок оказывается все в той же дворовой компании.
Но страшно не только это! По свидетельству профессора психологии МГУ Валерия Крапивенко, только 17% детей, не прошедших «коллективистскую» школу секций, кружков, пионерских или любых других отрядов, в состоянии создать полноценную семью, ибо к семье применимы все правила, по которым действует любой сплоченный коллектив, команда. Наконец, примерно столько же будут в состоянии и создать свой бизнес, стать грамотными руководителями, способными действительно созидать, а не просто «стричь купоны».
Получается, что для многих современных родителей откровением является сам механизм воспитания. И не умея воспитывать сами, они не в состоянии передать этого механизма детям.
Отсюда и родилась тема нашего сегодняшнего «круглого стола»: как воспитать в ребенке… родителя? Будущего воспитателя, способного передать своим детям определенные ценности, навыки и, возможно, даже таланты?
«Молодой» пригласил к разговору людей, которых можно считать экспертами по этой столь важной теме.
Ксения Борисовна Магницкая, руководитель центра «Нейро», яхтсмен:
– В семье, где воспитывается мальчик, разумеется, должен быть отец. Увы, если его нет, то нет и модели мужского поведения, а модель поведения мамы, то есть женщины, тут не подойдет. Но если все-таки мама одна воспитывает ребенка, тем паче сына, то она должна осознать, что ребенка нельзя ограничивать, нельзя наказывать и запрещать драться, нельзя растить из него «тихого мальчика», потому что ему потом будет безумно сложно в жизни. И главное: если нет отца, то надо попытаться всеми силами найти ребенку человека-вожака, которому он смог бы в какой-то мере подражать. Это может быть тренер, педагог, дядя, друг семьи, наконец, сосед по лестничной клетке, потому что парень, усвоивший модель не мужского, а женского поведения, – это дело страшное. А главное, это Россия без будущего!
Сергей Иванов, руководитель отдела образования при Волгоградской епархии, кандидат философских наук:
– Мы не можем говорить о воспитании достойного человека, если он не исповедует вполне определенных нравственных норм. Кто их может дать? Дай бог, если их исповедуют родители, учителя в школе. А если нет? На мой взгляд, такими «светочами» могли бы стать православные педагоги. Группу таких специалистов в 30–40 человек ежегодно обучают в Волгоградском государственном институте повышения квалификации работников образования под руководством профессора Супруна. Многих родителей пугает термин «православные педагоги». Но они же не молиться ваших детей будут учить! Хотя я считаю, что все-таки мы отошли от повсеместного атеизма, а значит, уметь обратиться к Богу – это уже требование современного гуманного общества. Но функция православных педагогов значительно шире: во-первых, рассказывать об основах православной культуры, во-вторых, стать для этих детей духовными наставниками, объясняющими, что такое хорошо и что такое плохо в глобальном масштабе, в-третьих, и в самых главных, предостеречь от многих негативных явлений современности: например, чем опасна зависимость от сект, игровых автоматов, наркотиков, пива... Поэтому я считаю огромным упущением игнорирование этого отряда энтузиастов. Кстати, самые большие препоны в продвижении православных, а значит, более-менее нравственных, педагогов в волгоградские школы строят директора, которые чаще всего принадлежат к «красному» поясу. Еще очень обидно, что, например, на Западе в школах, расположенных в католических кварталах, преподают, ну, что-то типа «Основ католичества». В протестантских кварталах – «Основ протестантства». И никто не видит в этом насаждения какого-то культа. Тем паче есть же у нас в Волгограде еврейская школа, школа при мечети... Почему же понятие толерантности исповедуется по отношению ко всем, кроме православия?! В Волгограде, например, нет православной среднеобразовательной школы. Что касается общероссийского опыта, то, например, наработан некоторый опыт чтения курсов «Основы православия» в Архангельской и Белгородской областях. Можно, наконец, спросить у них: хорошо это или плохо? Уменьшился ли в этих регионах процент неблагополучных детей? Крепки ли там семьи?
Александр Млечко, заведующий кафедрой журналистики ВолГУ:
– Это безумно сложный вопрос и вообще аспект жизни – воспитать человека. Можно, конечно, сделать серьезное лицо и давать какие-то рецепты, но это будет не от души. Ведь воспитание – это настолько тонкая психологическая вещь, что словами всего не расскажешь: надо просто чувствовать! Главное, первое: проводить с ребенком, будь то мальчик или девочка, как можно больше времени, второе: самому подавать пример, третье: разговаривать с ребенком, как со взрослым, никогда ему не врать, потому что дети гораздо тоньше чувствуют фальшь, чем мы. А еще, чтобы воспитать кого-то, надо воспитать себя. Сначала в себе надо искоренить все то, чего не хочешь видеть в своем ребенке, потому что плохой пример заразителен. А вообще мне кажется, что с самого рождения в ребенке что-то заложено. Например, если учить всю жизнь ребенка музыке, а он не талантлив, то ничего у вас, дорогие родители, не выйдет! Задача мамы и папы – нащупать талант, пристрастие ребенка к чему-то и помогать ему его развивать.
Мария Егоровна Чулкова, «рулевой» пионерской организации Волгоградской области:
– Эта проблема как была актуальна в семидесятые и восьмидесятые годы, так и остается актуальной по сей день. Мальчики и юноши не получают соответствующего воспитания, потому что в большинстве своем воспитывают их женщины. Сейчас не редкость неполные семьи, в которых нет отца, нет человека, способного показать пример. В школах среди преподавателей тоже нет мужчин, и получается, что у мальчика складывается «женское» понимание проблемы. А ведь он – будущий воин, он – защитник отечества и опора семьи. Вывод: юношей должны воспитывать мужчины, они должны подавать пример.
Сергей Алферов, прежде всего – папа, а еще – специалист службы экономического контроля ОАО «Каустик»:
– Не знаю, как воспитывают воспитателей, но могу изложить свое субъективное мнение на тему: «Как воспитать достойного человека». Во-первых, ни капли жалости напоказ, начиная от банального падения малыша на землю до абсолютного подавления каких-то своих эмоций, когда видишь уставшего и измотанного ребенка после второй тренировки в день. Проявление участия – да, пожалуйста, но надо оставлять ребенку возможность самому справиться со своими проблемами. Второе: научите чадо ставить перед собой цель и помогайте ему (по крайней мере, на первых порах!) ее достигнуть, чтобы ребенок познал вкус победы и стремился двигаться дальше. Еще очень важно – воспитать чувство ответственности и исполнительности в секторе вверенных ребенку обязанностей. Наконец, с момента осознания ребенком окружающей действительности стоит провести «разъяснительную работу» на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо», желательно не делая из этого лекционно-назидательных занятий.
Ну и конкретно касательно «воспитательных обязанностей отца». Одна из важнейших задач папы – физическое развитие ребенка, а особенно мальчика. Ведь физическая состоятельность – неотъемлемая черта уверенного в себе человека, залог его крепкого здоровья и морального удовлетворения. И большинство проблем наших современных мальчиков как раз начинаются на уроках физкультуры...
Марина Бакурская, педагог, сотрудник Волгоградского института молодежной политики и социальной работы:
– Во-первых, обязательное условие: чтобы ребенок рос с отцом, потому что мамы, бабушки, классные дамы от всей души любят детей, стараются их сделать лучше, но не дают им настоящего, мужского воспитания. А от прессы требуется больше рассказов о реальных людях, юношах, мужчинах, чтобы дети росли хотя бы на этих примерах, а не на фантастике и криминальных детективах. По телевидению тоже должны транслироваться фильмы с реальными ситуациями и сюжетами, а не боевики, чтобы идеалами для ребенка были не бритоголовые авторитеты, а достойные люди. Ведь понимание хорошего и плохого и разграничение этих понятий закладываются в ребенке с раннего детства, и главное – не упустить этот момент!
Михаил Сергеевич Певнев, старший преподаватель кафедры социальной работы Волгоградского педуниверситета:
– Вопрос воспитания ребенка – это, конечно же, индивидуальный семейный вопрос, и я считаю, перекладывать его на плечи школы, каким-то клубам и кружкам попросту не стоит. Ребенок должен воспитываться в первую очередь в духе времени, культурных и национальных ценностей и традиций семьи, и тогда из него получится настоящий человек. Обязательно развивать в ребенке определенную гражданскую позицию, чтобы ему было проще и свободней находиться в обществе...
P. S. Мы с удовольствием вернемся к этой теме, если вы также откликнитесь на нее по телефону 33-23-63 или по электронному адресу:
astra3011@yandex.ru
Анна АЛФЕРОВА,
Наталья ПОЛЯКОВА
Опубликовано: 2007-06-21
|