Мария ДОЛГОПОЛОВА
Часто мы слышим, как старшее поколение презрительно кидает в сторону молодежи: «Работать не хотят, лишь бы дома на диване лежать и в телевизор пялиться!». Но всегда ли это оказывается верным?
НЕЛЬЗЯ же всех под одну гребенку! В противовес отрешенности и пофигизму у того же самого поколения наблюдается бурный энтузиазм, желание жить, а не существовать, реализовывать свои идеи и планы, привносить что-то новое. Как и с помощью чего добиться своей цели? Несомненно, надо получить образование по интересующей специальности. То есть окончить школу, поступить в вуз или ссуз, окончить его и найти подходящую работу. Вот тут-то и обнаруживаются проблемы. Можно ли найти работу по специальности с достойной зарплатой, не имея при этом знакомых на этом предприятии? Это огромное везение – устроиться просто так, придя с улицы!
Однако, несмотря на проблемы с трудоустройством, конкурсы в ссузы и вузы не уменьшаются. Вряд ли абитуриенты не в курсе сложившегося положения на рынке труда. Что движет бывшими школьниками продолжать свое обучение?
Архитектурно-строительный и его энтузиасты
Чтобы быть зачисленным на факультеты ВолгГАСУ, надо быть либо дизайнером, архитектором от бога, либо любить чертить. Иначе больше двух лет продержаться в данном вузе не получится. Условия обучения, что скрывать, далеки от современнейших. С натуры ребята рисуют на набережной – архитектурные объекты либо позируют сами. Как же проходит практика, а главное, где? Как ни странно, но ни одно архитектурно-строительное учреждение г. Волгограда не предлагает студентам проходить летнюю практику у себя. Поэтому будущие строители вынуждены уезжать на время каникул в другие города. Куда попадают молодые специалисты после шестилетнего обучения? В основном в проектные институты, с начальной ставкой около 4 тысяч рублей; в частные рекламные агентства, где зарплату выдают в конвертах. Архитекторами и дизайнерами как таковыми в родном городе становятся единицы. Почему? Может быть, сейчас не строятся дома? Может быть, рынок труда пересыщен выпускниками ВолгГАСУ и строительного колледжа? А может быть, государство не может и не хочет трудоустраивать новоиспеченных обладателей диплома? Но тем не менее сколько талантливых студентов уже отучились, а сколько пока еще обучается в стенах ВолгГАСУ. Почему они это делают? Наверное, потому что созидать – это их призвание, их талант.
Медицинский
и его энтузиасты
Что ассоциируется со словом «врач»? Чистота, белый халат, огромная ответственность за жизнь пациента и... унизительная зарплата. Но как же высок конкурс на поступление в медицинский, будь то высшее образование или образование среднего звена! Не менее сложно и само обучение: оно требует предельной внимательности, глубокого понимания предмета и стальных нервов. Врач, который в свое время не доучился либо «по блату» сдавал экзамены, ставит под угрозу жизни пациентов. Разумеется, подающие документы в мед об этом знают. Также они знают, что, работая не в частной клинике, а в государственной, можно получать достойную зарплату годам этак к 40–45, когда у тебя будет весомый стаж работы и несколько рабочих ставок. Отлично, если ты потомственный врач: родные быстро найдут тебе работу. А что делать тем, у кого, к примеру, мама – гуманитарий, а папа – технарь? Кем работают молодые офтальмологи, терапевты, хирурги? Санитарами и медработниками среднего звена. Выход из такого печального положения многие видят еще при поступлении и «выбивают» себе так называемые целевые направления – они позволяют пройти все экзамены и поступить без особых проблем. Однако бесплатный сыр – только в мышеловке. Окончив учебное заведение, придется 3 года работать в том учреждении, которое выдавало тебе это самое направление. А выдают их, как правило, больницы и поликлиники периферии. Таким образом, прожив, допустим, более 20 лет в центре Волгограда, придется перебираться в Урюпинск или Палласовку. Зато рабочее место тебе обеспечено. Остальное обеспечение не предусматривается – обустраиваться на новом месте придется самому. Кстати, сейчас, чтобы привлечь молодых специалистов на село, администрации районов стали предоставлять для них жилье. Но строительство домов идет так медленно, что массовое переселение молодой интеллигенции в глубинку начнется нескоро.
Педагогический
и его энтузиасты
Казалось бы, все мы учились в школе и за 9–11 лет могли вживую понаблюдать за работой учителей. Нервные, больные, издерганные марьиванны – не лучшая ли антиреклама педагогического образования? Ан нет, призвание не запрячешь в себе, и вопреки всем страшным рассказам об учителях, падающих на уроках в голодные обмороки, конкурс в пединституты по-прежнему высок. Девушек даже не пугает мнение о том, что, работая в школе, замуж выйти практически невозможно! Особой популярностью пользуются иностранные языки и психология. Языки – это хорошо, не все сельские школы могут похвастаться учителем иностранного. И юных «англичанок» и «немок» заманивают в деревни. Как ни странно, но люди, все бросив в городе, приезжают работать в маленькой школе, с количеством учащихся в 50–100 человек. К сожалению, многие все-таки не выдерживают. И их вряд ли кто-то сможет осудить: как молодой человек может встать на ноги, не имея под собой простого фундамента?
Технический
и его энтузиасты
Изучать точные науки непросто, даже если у тебя технический склад ума. Еще сложнее закончить обучение и найти подходящую по специальности и оплате труда работу. Не лаборантом, не продавцом компьютеров, не помощником в автомастерской, а инженером или технологом на тот же самый пресловутый завод. Куда пойти металлургам? На алюминиевый? А химику-технологу? На «Химпром»? Сколько необходимо проработать при удаче вакантных мест на данных предприятиях, чтобы получать достойную зарплату? И сколько необходимо угробить своего здоровья, каждый день вдыхая вредные пары?
Гуманитарный
и его энтузиасты
Многие считают, что филологи, экономисты, а в особенности журналисты много зарабатывают. К сожалению, разочаруем: ставка молодого журналиста в государственном издании около 3 тысяч рублей. Как люди могут жить на такую сумму?! Постоянно мотаться по городам и селам для написания маленькой заметки на последней полосе, ежедневно работать головой, фантазировать, логически мыслить – и все это за 3 тысячи (ну, плюс какие-никакие гонорары)! Поразительно, что печатные издания еще не вымерли как динозавры.
Наверное, нынешнее молодое поколение – отчаянные авантюристы и неисправимые оптимисты. Не правда, что мы – корыстные и меркантильные, равнодушные и односторонне развиты. Специалист по технологии конструкционных материалов может писать такие стихи, что вы разрыдаетесь, а будущий медработник уже сейчас имеет немалый опыт в проектировании и построении жилых и нежилых построек. Мы согласны работать круглосуточно, за минимальную оплату труда, далеко от родного дома, но только поддержите нас, дайте встать на ноги, не останавливайте ужасной фразой: «Опыт работы от трех лет». Студенты горят желанием вернуть своему государству те силы и средства, которые были потрачены на них в течение 5–6 лет обучения. Ведь кому как не нам вершить будущее нашей страны?
ЮЛИЯ НЕСЕРИНА, ВолгГТУ
Опубликовано: 2007-06-07
|