Этот гадостный экзамен...
ЕГЭ нынче обсуждается везде и всеми. По-разному. Особенно в свете петербургского скандала. А сама суматоха вокруг экзамена стала больше похожа на гонку вооружений: одни информацию засекречивают, другие умудряются ее добыть. Да и странно, на мой взгляд, было полагать, что в наш-то век информационных технологий продвинутая молодежь не попробует победить систему.
Сначала плюсы и минусы ЕГЭ обсуждались в теории, потом – на основании результатов экспериментального тестирования в регионах. Произошло деление мнений, появились ярые сторонники новой формы школьной отчетности (министр образования и науки, например) и категорические противники (свердловский министр образования, ректор МГУ и других ведущих вузов страны, немалая часть школьников). Собственно, разорвавшейся бомбой стал питерский инцидент: за несколько часов до экзамена по русскому языку тамошний школьник вывесил в сеть ответы. Однако начальник отдела модернизации комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга Леонид Илюшин считает, что «данный случай никоим образом не подрывает саму идею ЕГЭ». Понятное дело, когда идея подорвала сама себя, чиновникам только и остается, что сохранять спокойствие. Напомню, что в Рос-обрнадзоре также сдержанно отреагировали на скандал с публикацией подлинных материалов ЕГЭ по русскому языку.
Зато сами «подопытные» школьники отреагировали как следует: они разместили в Интернете открытое письмо, адресованное президенту Путину, министру образования Андрею Фурсенко и генеральному прокурору Юрию Чайке, где потребовали отмены ЕГЭ. По словам экспертов, ответы на ЕГЭ продаются и покупаются открыто, причем в открытый доступ помимо псевдоответов попали и настоящие, правильные. Это, впрочем, по мысли чиновников, тоже не подрывает идею ЕГЭ. Интересно, а что должно для этого случиться? В продажу должны попасть комплекты заполненных бланков?
Между тем эксперты ЮНЕСКО оценили расходы россиян, поступающих в вузы, в 520 миллионов долларов ежегодно! В эту сумму входят и незаконные поборы при зачислении в вузы, и взяточничество на экзаменах, и завуалированная плата репетиторам за «гарантию» поступления, и прямые взятки. Доклад вызвал широкий резонанс в России, причем не только потому, что появился он накануне очередной вступительной кампании, но и потому, что совпал с разразившимся после единого госэкзамена по русскому языку скандалом. Усугублять ситуацию и отвечать на критику ЮНЕСКО в Министерстве образования и науки не хотят. А эксперты полагают, что с учетом не только теневых, но и легальных расходов выпускников школ на поступление приведенные в докладе цифры могут оказаться даже заниженными.
В Волгограде пока все более-менее спокойно.
Антонина Кириченко, учитель русского языка лицея № 5
Центрального района:
– Конечно, все новое вызывает опасение, и все без исключения отнеслись к ЕГЭ настороженно. Однако у него действительно есть свои достоинства: учителя очень устали от утомительной процедуры подготовки учеников к сочинению и еще больше – от ежегодной проверки работ, это крайне тяжелая работа. На мой взгляд, сдавать русский язык в тестовой форме можно. Другое дело, что теперь необходимо перестраивать весь учебный процесс с самой начальной школы. Так, например, акцент стоит делать не на анализе текста, как прежде, а на развитии логики у ребенка. К тому же стоит ввести тесты в качестве основной зачетной формы.
Ирина М., выпускница школы
№ 106 Советского района:
– Когда сдаешь русский единым госэкзаменом, пожалуй, не станешь сомневаться в том, что кому-то работу выполнил репетитор. Но мне проще и привычнее написать сочинение. И многим моим одноклассникам тоже.
Екатерина САПОВИЧ
Опубликовано: 2007-06-14
|