Говори, малыш, не молчи!
Родители беспокоятся, как сложатся взаимоотношения их отпрыска с другими малышами. Будет ли он вызывать симпатию у приятелей по песочнице или нет, зависит от характера, воспитания и, конечно, манеры общения этого киндера. Но, увы, задержка развития речи у ребенка – не редкость.
Однако не стоит считать, что подобная проблема – следствие умственной недоразвитости малыша. Ведь в первые два года жизни ребенок является «накопителем» информации, и потребность в воспроизведении накопленного у него практически отсутствует. А вот в два года или суть позже – мама, не горюй! И мозг, и мускулы речевого аппарата у малыша уже достаточно развиты, и он начинает общаться словесно.
Но родители сталкиваются с проблемой запаздывания развития речи у детей. Этому может быть несколько причин:
– неразвитые мускулы рта или слабый мышечный тонус лица. Малыш роняет пищу во время еды, предпочитая мягкую твердой; дышит ртом, отличаясь обильным слюноотделением. Зачастую это следствие того, что его рано отняли от груди. Однако нет причин для беспокойства – игровые упражнения укрепят мышцы рта:
1. Сосать. Когда чадо получает сок с соломинкой, пусть пьет, как можно сильнее втягивая щеки.
2. Дуть и свистеть. Упражнения, при которых необходимо с напряжением сводить губы вместе, крайне полезны. Малышу можно предложить свистеть, надувать мыльные пузыри или дуть во всевозможные дудочки и свистульки.
3. Имитировать звуки окружающего мира. Подражание голосом животным, машинам, поездам – занятие веселое, да и развитию мускулатуры лица оно способствует.
– недостаточная концентрация слухового внимания. Ребенок может плохо понимать длинные фразы и не обращать внимания на фоновые шумы.
Родителям следует привлекать внимание ребенка к каждому своему слову.
1. Главное, четко и не быстро проговаривать все слова.
2. Называть каждое свое действие: «Мы с Мишей одеваемся». «Мама варит Мише кашку».
3. Почаще читать вслух. Новые книги сконцентрируют внимание ребенка на сюжете, а старые, с известным концом, на словах. Если заменять некоторые знакомые слова смешными и неожиданными, то они непременно заинтересуют малыша.
– проблемы со слухом. Именно они значительно замедляют умственное развитие, не говоря уж об общении и обучении.
Способы определить, все ли в порядке со слухом:
1. Новорожденный вздрагивает при хлопке ладошами в 1–2 метрах от него и успокаивается при звуке голоса родителей.
2. В 3–4 месяца кроха отвечает на вашу улыбку и жесты.
3. 7-месячный малыш лопочет, пытается повторить за вами простые звуки, а порою и длинные слова.
4. В 7–12 месяцев ребенок поворачивает голову, слыша знакомые и незнакомые звуки, подает голос на обращенную к нему речь.
ПОВОДЫ ДЛЯ БЕСПОКОЙСТВА
1. Не играет и не взаимодействует с другими детьми;
2. Произносит слова так невнятно, что даже родители понимают только половину из них;
3. Словарный запас не исчисляется 20-ю словами: «ма» (мама), «бибика» (машина) и прочее считаются полноценными словами в лексиконе малыша;
4. Не может назвать кого-то из членов своей семьи;
5. Не узнает и не называет простые предметы своего окружения;
6. Не понимает и не отвечает на простые вопросы.
Если вы обнаружили у своего
2-летнего ребенка несколько из этих признаков, срочно обращайтесь к педиатру!
ГОВОРИТ СПЕЦИАЛИСТ
Анна Максимова, врач-интерн:
– Если задержка речи происходит не из-за того, что родители мало занимались с ребенком, то часто виной молчанию перинатальные поражения нервной системы (ППНС). Распространенность этой патологии у российских детей чрезвычайно велика! Особенно у преждевременно родившихся малышей (а это 10-12% от всех новорожденных). Оно является следствием патологий дородового периода, начинающегося на 28 неделе внутриутробного развития, и вызывается соматическими, наследственными или острыми инфекционными заболеваниями матери, нарушением питания и общей незрелостью беременной, вредными воздействиями окружающей среды. Сказывается и патологическое течение беременности (токсикозы, угроза прерывания беременности) и родов (стремительные роды, слабость родовой деятельности).
Но ППНС – не приговор. Педиатр должен как можно раньше выявить отклонения в развитии ребенка. Раннее начало лечения позволяют добиться хороших результатов.
Опубликовано: 2007-06-14
|