Новая болезнь инфомания передается через экран
«Как-то меня попросили посмотреть мальчика, родители которого сами поставили ему диагноз – «компьютерная шизофрения», – вспоминает заместитель главного врача психонаркологического диспансера, психиатр высшей категории Лариса Ведерникова. – В международной классификации болезней такой напасти не значится.
Я ответила расстроенной маме, что ее проблема в среде психологов называется компьютерной зависимостью. Она не ограничивается играми, так как страшна еще пристрастием к так называемому суррогатному общению. Школьник «виснул» в «паутине» сутками – обставил себя чашками с едой, пользовался ночным горшком… Из Интернета и чата он черпал свой мир и все социальные связи. Про школу он просто забыл. На слова родителей, пытающихся вернуть его к реальности, отвечал со злобным раздражением…».
По словам Ларисы Леонидовны, синдром нервного истощения, или СНИ, как сейчас стало модно называть психостению, не является следствием временного пресыщения информацией. Психостения – продукт привыкания к большим дозам информации, получать которые «инфоману» приходится в ущерб режиму труда и отдыха. То есть когда у получателя день замещается ночью, когда он сутками неподвижен из-за процесса «инфопоглощения»… К тому же если постоянно получаемая информация является устрашающей для подростка, то от таких людей можно ждать любой реакции – начиная с отказа от сна и заканчивая приступами опасной для жизни агрессии… Отсюда страхи, дневная сонливость, апатия (гипостенический синдром) или постоянная бессонница, вызывающая дневное раздражение и излишнюю тактильную чувствительность (гиперстения). Поэтому для людей в возрасте до 17–18 лет пагубно то общение, к которому относятся чаты, форумы и прочие формы существования виртуального сообщества.
Считают ли сами молодые люди, что информации им приходится поглощать больше, чем надо?
Артем, 22 года: Меня беспокоит крайне агрессивное влияние СМИ на мой мозг, я даже стараюсь не использовать телевизор по прямому назначению. В последнее время заметил за собой, что, поднимаясь с постели, начинаю напевать, или же просто в голове играют песни из рекламных роликов. Сегодня, например, пел что-то из бесконечного репертуара «Клинское за общение без понтов». Но это не страшно. Скорее наводит на размышления, нежели пугает. Мне ужасно становится в общественных местах. У меня нет агорафобии, просто мою голову загрязняет реклама. Например, сегодня, глядя на стикер одной компании, выпускающей детские товары, я заметил, что в моей голове начал проигрываться телерекламный «шедевр» этой самой мамы с бананом, исполненный мерзким писклявым голоском. Очень вероятно, что именно из-за рекламы в не столь отдаленном будущем люди будут страдать от СНИ…
Константин, 22 года: Сетевая игра, в которой я провожу все свободное время, учит меня жизненной стратегии, которую я удачно воплощаю в жизни. Там есть все необходимое для роста личности…
Роман, 21 год: Вся информация, даже реклама, вполне укладывается в моем безразмерном сознании.
Денис, 20 лет: Часто бывает такое, что излишняя для меня информация просто начинает выводить меня из себя. Особенно если я вижу, что это – наглая ложь. В остальных случаях я просто не реагирую на информацию.
Сергей, 17 лет: Я постоянно в чате из-за девчонок. Настаиваю на встрече в реале, но у них якобы никогда нет на это времени. А еще люблю сетевые игры. Вот и получается, что информация с компьютера – вся моя личная жизнь. Правда, как же ее можно назвать личной?
Елена, 17 лет: Общение на сетевых форумах и в чате – моя норма жизни. Только так можно познакомиться с единомышленниками. С большинством из них я потом встречаюсь на улице. Мы часто гуляем. Это реальность, а не суррогат общения. А телевизор, кстати, я почти не смотрю.
По данным социологических исследований, Россия является ярким примером того, что увеличение объема доступной информации не приводит к изменению общественного сознания. В период бума конца 80-х – начала 90-х, когда крах старой системы породил множество новых источников информации, люди сначала с невероятным ажиотажем накинулись на все то, что не укладывалось в предшествующую информационную парадигму. Однако спустя короткое время пресыщение информацией, зачастую подтасованной или просто ложной, но остающейся при этом инструментом агрессивного влияния на массовое сознание в не слишком чистых руках новых хозяев жизни, оказалось столь сильным, что сегодня уже трудно шокировать кого-то даже самыми сенсационными новостями. Будь то журналистские расследования, финансовая информация, политические комментарии и тому подобное.
Видимо, именно поэтому на Севере и в Сибири появляется все больше и больше самопровозглашенных коммун, члены которых сознательно изолируют себя от информационных потоков, глобализирующих мировые шаблоны поведения и мировосприятия.
Владислав ТАРАСОВ
Опубликовано: 2007-06-04
|