Журналист ХХI века:
кому повем печаль свою?
Уроки Всемирного конгресса журналистов
Журналистика всегда была престижной профессией. И по сей день журфаки штурмуют толпы абитуриентов, уверенных в своем особом предназначении. Кто-то хочет создавать сенсационные материалы, кто-то – радовать своим видом на экране друзей, кто-то тщится дотянуться до звезд. Но мало кто задумывается о том, какие проблемы скрываются в работе, столь привлекательной на первый взгляд.
1. Писать можно все, но под углом зрения учредителя. В зависимости от типа СМИ свободы для мнений может быть чуть меньше или чуть больше, но никогда не достигнуть абсолютной гласности. Ведь есть кто-то большой «наверху».
2. Если журналист стремится изменить жизнь окружающих не созданием мифа о счастливой жизни, а правдоискательством, то шансы не написать нового материала у него возрастают во много раз. Если издание нелояльное – «писанину» забракуют, если причисляет себя к свободным – статья станет приговором для журналиста.
3. Социальные гарантии у журналистов часто отсутствуют. Ненормированный рабочий день – не самое страшное. Например, отпуск раз в 4 года или увольнение «по собственному» при беременности – обязанность сотрудников многих СМИ. А гонораров за материалы, иной раз добываемые с риском для жизни, может хватать только на питание и проезд.
Но не думайте, что подобные проблемы актуальны только для России. Развенчанием мнения «только у нас все плохо» стал XXVI Всемирный конгресс журналистов, прошедший в Москве с 28 мая по 1 июня. Раз в три года творческая элита лучших изданий мира собирается для обсуждения самых злободневных для всех СМИ тем. Даже в самых, казалось бы, демократических странах – дефицит гласности, социальных гарантий труда и безопасности журналистов. А в Китае, чтобы писать не только о культуре, необходимо пройти тест на идеологическую «вшивость»...
Конечно, «акулы пера» могут спокойно пописывать, выбирая темы одиозные, – кто с кем появился на тусовке, от кого у кого ребенок и т. д. Причем на конгрессе договорились разделять, наконец, именно журналистов и сотрудников СМИ (а телевидение, «желтая пресса», FM-радиостанции представляют из себя бизнес, хоть и медиа).
Тем не менее быть профессионалом не значит каждый день рисковать жизнью, ведь публикация ценна своей способностью изменить что-то в сознании людей в лучшую сторону (помните: «звучать, как колокол на башне вечевой…»).
Всеволод Богданов, председатель Союза журналистов России, основной задачей журналистики признал донесение до читателя Правды, пусть шокирующей и мешающей кое-кому жить. Многие привыкли ее игнорировать, боятся смотреть фактам в лицо. Но жить в позе страуса неестественно – на то мы и люди, чтобы владеть ситуацией и быть в состоянии ее изменять.
Выход один: издания должны работать не по указке – партийной или ведомственной, «заказные» материалы – постыдное дело. И задача молодых журналистов – не прятаться за псевдонимами, эзоповым языком, а говорить открыто. Только так возможно достичь настоящей свободы слова: когда нация заговорит сама с собой.
Главный редактор «Новой Газеты» Дмитрий Муратов в боях за информационную свободу потерял шестерых своих сотрудников – Анну Политковскую, Юрия Щекочихина и других. Они, как и 300 их коллег из разных уголков Российской Федерации, ушли из жизни, выполняя свой профессиональный долг. Бывает, что подвергаются опасности для жизни врачи или судьи – но, чего там скрывать, как правило, за то, что они плохие специалисты, навредили людям. Журналисты же гибнут именно за то, что они – хорошие специалисты, самоотверженно выполняющие свой профессиональный долг: не умалчивать того, что тщательно оберегается чиновниками. Обыватели называют журналистов наиболее скандальной частью населения, страдающими завышенной самооценкой, сплошь и рядом нетрадиционной сексуальной ориентации – и как это еще земля носит средоточие всех грехов! Вот бы не было их вообще, таких назойливых, не дающих гнилому обществу покоиться в теплом болоте...
Так, чиновник закроет очередное дело об убийстве корреспондента и вздохнет облегченно: одним правдоискателем меньше. А чтобы не быть монстром в глазах народа, прикроется «фиговым листиком» – расследование зашло в тупик. В самом крайнем случае для видимости вынесут приговор на радость общественности: убийцы осуждены... О том же, что главные киллеры восседают во власть имущей элите, промолчат. И ведь свято (и глупо!) верят сильные мира сего, что конец глашатая означает и конец его правды.
Но не только в России убийства журналистов остаются безнаказанными. Аналогична ситуация в Пакистане, Саудовской Аравии, Кот-д`Ивуаре, Ираке... В этих странах погибают как собственные корреспонденты, так и иностранные. Последним погиб Терри Ллойд (Ирландия) в Ираке.
Бабская профессия?
Кризис журналистики, по мнению участников Всемирного конгресса, не сводится только лишь к физическому устранению журналистов. Новая напасть – разделение работников по половому признаку. Мужчины постепенно покидают журналистику как дело не самое прибыльное. Что ж, как и в другие профессии (шпалоукладчицы, водители, токари, физики), в искусство мысли и слова приходят женщины. Их обвиняют во всех смертных грехах, однако на сочетание обязательности и скромности в запросах по зарплате работодатели нарадоваться не могут.
Надежда Ажгихина, сопредседатель Ассоциации журналисток:
– Еще в середине XIX века женщины начали отстаивать свое право на самореализацию, позабыв, как это тогда считалось, свой удел кроткой хозяйки и матери. И, как и тогда, с одной стороны, мужчина хочет получать от женщины максимум, т. е. живые деньги + бесплатная работа по дому и воспитание детей, с другой – он упорно не хочет признавать ее прав. Но при этом условия труда может диктовать только он. Ни для кого не секрет, что на вакантное место возьмут скорее мужчину, нежели даму, что продвижение по службе при равных способностях и навыках получит он, а не она. Так дело обстоит и в журналистике. Лишь чуть более 10% работников информационных изданий – мужчины, однако при этом они завоевывают «Эверест» СМИ. Если женщина и станет главным редактором, то директором – непременно человек пола противоположного. Конечно, что на нее, убогонькую, надежды возлагать: то родить кого-то надумает, то этот кто-то заболеет, а то и вовсе на работу этого кого-то с собой приведет. Рассуждение, лишенное всякой логики. Когда, простите, женщине воспитывать детей, родившихся от пресловутых мужчин? А покуда существует угроза оказаться на обочине профессии из-за своего пола, проблема гендерного равенства остается открытой.
Да, ни одну из проблем невозможно решить на одном таком конгрессе. Но участие в нем – это подтверждение гражданского сознания издания. И газета «Молодой» в числе тех, кто не твердит, как китайский болванчик: «Все хорошо. У всех всегда все хорошо!».
СМИ сражаются за свое право говорить и право читателя знать. И очень показателен тот факт, что конгресс не почтили вниманием ни президент РФ, ни члены правительства, лишь спикер Совета Федерации г-н Миронов прислал приветствие. И только член Общественной палаты, депутат Госдумы и любимый не одним поколением певец Иосиф Кобзон журналистов воспринимает адекватно – как совесть народа и рупор его мнения, что и заявил на встрече, переросшей в концерт. «Третьи сутки не спать, третьи сутки шагать ради нескольких строчек в газете» – выразил кредо лучших публицистов и репортеров Иосиф Давыдович в песне.
Что ж, будем надеяться, что во власти и бизнесе появится больше руководителей, готовых к диалогу, взаимодействию с общественностью через СМИ. А в самой прессе – настоящих журналистов, людей долга, мужества и чести.
Анна СИВОЛОБОВА
Опубликовано: 2007-06-04
|