В Японии воспитывают не детей, а родителей
Если линия международных молодежных обменов между Японией и Россией и дальше
будет развиваться столь же плодотворно, то совсем скоро любой волгоградец не
старше тридцати лет сможет побывать в стране Восходящего Солнца.
Ради этой цели в марте в Токио прибыла делегация из России во главе с заместителем
образования РФ Юрием Коврижных. Также в состав этой делегации входили руководители
государственных молодежных структур из Калуги, Кирова, Астрахани, Оренбурга,
Ямало-Ненецкого автономного округа, Белгородской области, Чувашии и Волгограда.
Детей японцы... сплавляют
Представлять наш регион выпало председателю областного Комитета по делам молодежи
Андрею Варакину.
– Андрей Володарьевич, я не буду спрашивать о красотах Японии. Как известно,
Восток – дело тонкое, в трех словах не опишешь. Интересно другое: плоды, посеянные
этой поездкой, достанутся волгоградским студентам и школьникам?
– Рано говорить о плодах. Многое упирается в финансы. Пока российская сторона
может участвовать лишь в тех проектах, которые полностью оплачиваются стороной-партнером.
Увы, мы не можем гарантировать нашим молодым участникам даже довольно дорогую
оплату дорожных расходов от Москвы до Токио. Но все-таки разговор об участии
в конкретных программах состоялся. Например, уже несколько лет от японских берегов
отчаливает морской лайнер, на борту которого находятся 258 ребятишек. Половина
– из Японии, половина – из других стран, включая африканские. Они идут по морям
и океанам сорок дней, общаясь, играя, занимаясь спортом. Рабочих языка два –
японский и английский. Естественно, что после такого путешествия у каждого ребенка
появляется друг или подруга в самых отдаленных уголках мира. И став взрослым
политиком или руководителем, этот ребенок не решится бросить на город собственного
друга бомбу или пойти на его страну войной. Собственно, ради этой цели, обращенной
в будущее, японцы и практикуют такой круиз. К сожалению, в этом году лайнер
уже ушел, но, надеюсь, что в следующем на его борт загрузится парочка юных волго-
градцев.
– Аж завидно! По причине возрастного ценза мне на этом лайнере не путешествовать…
– Да? А я испытал чувство зависти, попав в Хиросиме на Праздник молодежи. Его
«не спустили сверху», как это делается у нас, а действительно готовили все от
«низов» до «верхов», вкладывая душу. И не только дети, но и их родители. Кстати,
в Японии распространена ситуация, когда в Молодежный центр, который, как правило,
расположен по месту жительства, ходят дети тех детей, которые там занимались
раньше. Кстати, в этот Молодежный центр можно обратиться любому молодому человеку
или девушке «с улицы» с просьбой предоставить помещение для корпоративной вечеринки
или чтобы вести какие-нибудь занятия, наконец, чтобы просто собираться, пить
чай и разговаривать «за жизнь». У нас же старшеклассники и студенты жмутся по
подъездам, или, в лучшем случае, их пускают к кому-то домой. И еще: почему-то
директорам большинства школ сегодня не приходит в голову, что в пустующих классах
тоже могут собираться и общаться дети. Кстати, в Японии школы открыты с раннего
утра до поздней ночи. И в пустующих после занятий классах проводятся всевозможные
мероприятия. Они не простаивают чистенькие и пустые.
Воспитывать надо «предков»!
– Что еще поражает в молодежной политике страны Восходящего Солнца?
– Фактор работы с родителями. В Японии давно осознали: пока не воспитаешь мам-пап,
бесполезно корректировать их чадо. Отсюда и комплексность при участии в праздниках,
концертах, вечеринках, вообще в жизни. Поэтому родители в Японии значительно
лучше наших посвящены в то, чем их чадо занято, о чем думает, страдает, кого
любит… А наши мамы-папы еще с советских времен привыкли, что воспитанием их
сына или дочери должны заниматься сначала работники в яслях и детских садах,
потом – учителя в школе, затем – преподаватели техникума или института, еще
существует армия, трудовой коллектив и т. д. Словом, наша разобщенность идет
из семьи. И если мы не подтянем к процессу воспитания родителей, то проблема
отцов и детей вспыхнет еще ярче.
– Японские родители часто беседуют со своими чадами «по душам»?
– Не знаю, но в школах этой страны существует такой предмет как «обучение жизни».
Нет, это не наша зашоренная и оторванная от жизни «Безопасность жизнедеятельности».
Их предмет чем-то смахивает на наши реалити-шоу, где приводятся довольно каверзные
жизненные ситуации, из которых предлагается найти выход. Еще один удивительный
момент: в Японии тоже ставятся отметки по поведению, но все «поведение» разграничено
на множество качеств, составляющих: коммуникабельность, честность, взаимовыручка,
доброжелательность и т. д. И тот балл, который в конечном результате школьник
получает за поведение, выглядит действительно объективно.
Арсений Ромашин
Опубликовано: 2004-04-01
|