Господа гопники, или В натуре реальные пацаны
Все чаще в современном обществе употребляют слово «гопник». Кто-то умело оперирует этим словом, а кто-то понятия не имеет, кто это. Чтобы все поняли, о ком идет речь, я начну с внешности.
Форма одежды
На голове у гопника располагается его гордость – кепка. Цвета обычно черного, фирмы «Adidas», модели от «классической» (как они ее называют) до абсолютно безобразной «восьмиклинки», очень напоминающей об аэродроме «Пулково» и клоуне Алеше Попове. А зимой это шапка носится почему-то на макушке. Мне всегда было интересно: для чего? Ведь основная функция шапки – греть уши. И появилась версия: в идеале гоп – человек деловой, а значит, ему в любой момент могут позвонить «нормальные пацаны» и «забить стрелу». А шапка может помешать и исказить такую важную информацию! Другого варианта, согласитесь, просто нет.
Далее на гопнике присутствует очень важный компонент одежды – олимпийка (куртка от спортивного костюма), обязательно подвернутая. Завершают все это спортивные штаны (трико), которые бывают тоже двух видов: либо широкие из плащевки, развевающиеся на ветру, но обязательно зауженные книзу, можно просто заправить в носки, либо трикотажные, с вытянутыми «коленками». Главным тут является следующее: когда гопник для придания своему образу значимости засовывает руки в карманы, то его нижняя половина тела становится похожа на правильный ромб.
На ногах у «гопов» обычно кроссовки. Есть еще вариант: туфли с тупым квадратным носком, которые, конечно же, очень «гармонируют» со спортивными штанами. Подмечено, что многие «гопы» свою обувь называют тапками. Причем и валенки, и сланцы.
Завершает этот «портрет» такой «необходимый» аксессуар, как барсетка, в которой обычно хранится пустота. Но, как известно, понт дороже денег! Еще в руках гопов могут присутствовать четки. Естественно, не для молитвы.
Грубо вырезанные огромные четки гопы крутят туда-сюда во время «сеанса» запугивания. В летний период незаменимым атрибутом этих людей являются очки обтекаемой формы, а также майки в сеточку и короткие шорты.
Стиль жизни
Гопников характеризует развязная («борцовская») походка и бестактное или агрессивное поведение. Например, разглядывание прохожих в упор, фамильярное обращение. Они чаще других посещают дискотеки, правда, с совершенно парадоксальной целью – подраться.
Также представителей этой субкультуры характеризует отсутствие интеллектуальных и культурных развлечений, матерная и примитивная лексика с обилием слов-паразитов («типа», «опа», «это самое», «в натуре», «оба на»).
Гопники отрицают семейные ценности, но при этом характеризуются сексуальной распущенностью в сочетании с потребительским отношением к женщине. Добавьте сюда отстраненное отношение к жизни («а мне все по барабану», «по банану», «фиолетово»), показной антиинтеллектуализм (неприятие любых сравнений или абстракций в разговоре и апелляции к непосредственному восприятию, отсюда и любимые выражения «в натуре», «конкретно» и «реально»), и вы получите социальный портрет современного «гопа».
Ну, чтобы и вовсе «расцветить» собственное необычное исследование, добавлю: гопники обожают блатную музыку, русский шансон и попсу, чаще всего курят и употребляют алкоголь, реже – наркотики.
Очень важный штрих: гопники любят носить вещи, полученные у жертв. Отсюда и «добыча», «отмутил»). А про себя обычно говорят: «нормальный пацан», «чисто цивильный» и т. д.
Откуда есть пошли...
По поводу происхождения термина «гопники» существует как минимум пять версий.
1. Термин возник в период НЭПа: ГОП – Государственные учреждения общественного призрения. «Гопник», следовательно, кандидат на перевоспитание и опеку. Сегодня смысл первого сленгового изобретения сохранился (и понятно почему), а второй приобрел новое звучание, ибо гопники множатся при явном дефиците ГОПов.
2. Необъятное гоп-движение есть результат того, что каждый девятый житель СССР побывал в местах заключения (тюрьмах и лагерях). Дети заключенных получили соответствующее воспитание. Тем, кто сидит в тюрьме, нужна смена «кадров», а самый подходящий контингент как раз и есть гопники.
3. Термин гопота произошел от тюремного жаргона: «гоп-стоп» – это уличное ограбление.
4. Нередко встречается и такое объяснение: до войны, для детей-сирот, трудящихся на стройке нашей социалистической Родины, были созданы так называемые Государственные Общежития Пролетариата (ГОП). Точно известно, где находились два из них. Одно в Люберцах, а второе на Литовском проспекте в Санкт-Петербурге (в то время г. Ленинград). Через некоторое время именно эти районы станут самыми криминальными.
5. Еще одно объяснение происхождения гопников связано с так называемыми ОПГ – организованными преступными группировками, в среде которых и воспитываются гопники. Создают эти ОПГ бывшие взрослые уголовники и прочие преступные элементы, набирая в них местную молодежь. Ставший членом ОПГ автоматически становится «пацаном», остальные считаются лохами.
И напоследок
Мне стало интересно, как протекает процесс превращения ребенка в гопника. Наиболее интересной и детализированной оказалась история Дмитрия Абрамова: «После лета восьмого класса в возрасте, когда люди переходят через определенную грань и становятся «взрослыми», я начал замечать некоторые изменения в своих одноклассниках. Все началось с одежды. Тут было четкое разделение: если ты пришел в спортивном костюме, то тебя накрывало всеобщее одобрение, всем сразу становилось ясно, что из тебя растет то, что надо, то есть «нормальный пацан». В смысле одежды ситуация доходила до абсурда: уже в девятом классе мне приходилось в лифте, перед школой, переодевать обычные штаны на спортивные, так как родители не понимали моего стремления в 25 градусов мороза казаться спортивным. Потом вошла мода быть лысым. Все исходило из теории, что в драке волосы очень мешают. А если ты лысый, то это означает, что ты менее уязвим. Ну и, конечно, это сказывается на внешнем виде, твой облик приобретает больше внушительности.
Стало традицией после школы собираться где-нибудь в подворотне: кто-то курил, кто-то грыз семечки, а кто-то просто стоял и пытался не выделяться. Иногда к этой нашей тусовке подходили и более старшие гопы, наверное, готовили себе замену. Я хочу заметить, что далеко не все хотели там стоять, быть лысыми и иметь другие признаки испорченной молодежи. Просто у них, а также и у меня, не было другого выхода. Существовало большинство и меньшинство. Меньшинством были мы, а большинство было очень опасное. То есть если ты проявишь хоть частичку своей индивидуальности, то хорошо тебе уже не будет, по крайней мере, в этой школе и в этом районе. Вот так и косили все «под гопов».
Возможно, это только у нас была такая школа, и у других не существует таких проблем. Но это был очень тяжелый период, и я даже не знаю, что посоветовать, чтобы избежать этого. Наверное, это зависит от места проживания. Скорее всего, существуют зоны высокой концентрации гопников».
Хочу подметить, что сейчас Дмитрий – очень приятный молодой человек: успешный, творческий, образованный. И трудно поверить, что все им сказанное было на самом деле правда.
Мария ДОЛГОПОЛОВА
Опубликовано: 2007-05-31
|