Диплом: с кем писать будем?
Если студенчество – эпоха в жизни, то написание диплома – эпоха студенчества. Выбор кафедры и темы предстоящей работы – это, знаете ли, только полдела. Вот выбрать руководителя – да не абы каковенького, а СВОЕГО, чтобы душа в душу и параграфы ваши цитировал – та еще задачка.
Ведь он, Господин Все и Вся, научный руководитель, будет определять вашу жизнь в течение следующего года: именно его вы будете видеть по ночам в своих сновидениях (лучше бы счастливых), именно от него будет зависеть, 15 или 16 вариантов проекта вам придется переделать. Так как же, как не ошибиться в выборе? Ведь «разводы» с научруком – вещь болезненная для обеих сторон, а особенно для вашего диплома – его придется лепить под дудочку нового специалиста и очень быстро.
Определить свою совместимость с тем или иным «научным мозгом факультета» вам поможет только наблюдательность и интуиция.
Вариант первый: абсолютное НЕТ. Вы – первый лодырь группы. В универе появляетесь не раньше 12-ти, не чаще двух-трех раз в неделю. На лекциях грызете семечки. Благодаря космическому везению и трем академическим отпускам доучились до 5-го курса. Он – ректор университета. Ваша задача не проспать период записи к научрукам и не попасть к нему по остаточному принципу.
Вариант второй: аналогичное НЕТ. Вы – автор десятка научных статей и исследований. Курсовые пишете в перекурах между главами новой книги. Он – отменяет две лекции из трех, всегда на больничном и позволяет варианту первому грызть на занятиях семечки. Возможно, он и captain, и профессионал, но ему нет дела до вашей гениальности.
Вариант третий: надоедливая мамаша. На первом курсе преподаватель требовал от вас еженедельных тетрадей с конспектами научных трудов, на втором просил сдавать письменные планы семинарских ответов, на третьем своим транспортиром перемерял ваши чертежи, а курсовые хотел видеть по параграфу в неделю. На четвертом курсе вам пора задуматься, готовы ли вы снимать квартиру в соседнем с ним доме и забросить работу и семью, чтобы наведываться к руководителю с еще тепленькими главами. Если же случилось так, что вы сами – сверхосновательный, неторопливый студент, которому так же, как и педагогу, нужна забота, то этот научрук на 100% ВАШ.
Вариант четвертый: без проволочек. Преподаватель за годы обучения показал себя в меру серьезным, разумно строгим человеком, имеющим семью и научные интересы за пределами вуза. Дипломную работу вы ему принесете два раза, второй раз – в чистовике. Если надо, поможет книгами и советом. А там – на что напишете, на то и защититесь. Идеальный вариант для работающих студентов и тех, кто способен все делать сам.
Вариант пятый: головоломка. Входя в аудиторию, этот кандидат в научруки здоровался по-испански, потом по-монгольски, потом перестал здороваться вовсе. Когда он крест-накрест перечеркивал вам реферат от корки до корки, вы приносили ему перепечатанный заново тот же текст, и он, пролистывая, назидательно говорил: «Вот. Можете ведь, когда хотите». В курсовых нещадной критике и насмешкам подвергал именно те места, которые сам исправил в прошлый раз, требовал вернуть все обратно. В общем, разбирайтесь с его логикой и своим дипломом сами. По крайней мере, будет весело.
Вообще будет хорошо, если года за два до написания диплома вы сойдетесь с кем-то из преподавателей. На втором-третьем курсе можно пробовать курсовую писать с одним руководителем, а доклад к конференции – с другим. И, конечно, собирайте информацию! Затем сопоставьте оную с личностью тех, кто вам ее открыл, и вы поймете, как действует система совместимости с преподавателями на вашем факультете. Тогда не придется возиться с заявлением о просьбе сменить научрука, диплом напишется сам собой, а после защиты вы еще пяток лет будете приходить к руководителю и за чаем обсуждать парадигмы да бифуркации.
Шейла БАКИНСКАЯ
Опубликовано: 2007-05-17
|