Почему у нас хорошая
молодежь?
Наш же регион в этом отношении один из самых спокойных, стабильных по России – это факт! В чем же причина? Может, все дело в пристальном внимании к юному поколению, грамотной работе по организации их времени? Комитет по делам молодежи администрации Волгоградской области, по признанию экспертов, например, Департамента молодежной политики Министерства образования и науки, функционирует весьма эффективно по сравнению с «коллегами» в других регионах. Выходит, поэтому и состояние дел молодежи у нас даже не удовлетворительно-стабильное, а завидно-хорошее. Большинство из почти 250 тысяч волгоградских людей «не преклонного возраста» заняты – кто в системе трудоустройства, кто в общественных организациях (а многие успевают и там, и там), другие вовсю развивают творческие таланты, а иные вырабатывают в себе «военную косточку», участвуя в работе военно-патриотических и поисковых объединений. И уж разговоры на тему «ты не русский (кавказец, немец и т. д.) – значит, недочеловек» у нас не ведутся – ну не определяем мы значимость людей по национальности…
Андрей Варакин, председатель КДМ администрации Волгоградской области, раскрывает секреты молодежной политики региона:
– Политика, которую мы проводим, заключается в следующем: все, кто живет в Волгоградской области, – это жители области, независимо от национальности и вероисповедания. Они имеют одинаковый доступ ко всем проектам, каждый подросток может участвовать в любом, исходя из своих личных предпочтений. Мы стараемся избегать программ, нацеленных на развитие кого-то, чего-то отдельно взятого. Вместе с тем проводим политику поддержки и развития национальных культур, в том числе проводим различные фестивали. В прошлом году вместе с нашей сельскохозяйственной академией провели фестиваль национальных культур, где было представлено и творчество, и кухни народов мира. Уже не первый год поддерживаем фестиваль языков, который проводит волгоградский клуб эсперанто. Также принимаем участие в различных дискуссионных столах по этой тематике. Конечно, нам хотелось бы, чтобы отношение к человеку было не по его национальности, не по цвету глаз, а именно исходя из того, что он заслуживает. Эту политику мы стараемся проводить и среди детей, и среди молодежи.
– Можно ли научить человека быть толерантным к представителю другой национальности или с этим надо родиться?
– Возрождение интернационализма нужно начинать со старшего поколения. Потому что сегодня весь негатив идет именно от этих людей, а не от молодежи. Именно они проявляют агрессию и соответственно натравливают молодежь. Дело даже не в зависти. Гораздо проще обвинить, найти врага... У нас уже была такая политика «Бей жидов – спасай Россию», а теперь переключились на лиц кавказской национальности. Сегодня – они, завтра – волжане, послезавтра – еще кто-то. Прилагательные меняются, а суть остается прежней. Вместо того чтобы искать причины в экономике, в себе, мы сваливаем на кого-то, обвиняем кого угодно, но не себя!
– Наш регион славится системой патриотического воспитания. Есть и центры военной патриотики, и движение «Поиск». Шутка ли – на территории области существует 27 отрядов, в которых 600 поисковиков!
– Соотношение молодежи, принимающей участие в различных патриотических мероприятиях и свободной от такой деятельности, говорит пока о том, что нам есть над чем работать. Сегодня у нас существует система военно-патриотических игр. Играть в ту же «Зарницу» начинают лет с 12–13, а заканчивают... даже трудно сказать когда. Вот уже 3 года мы проводим игры и для работающей молодежи. Мы устраиваем слеты военно-патриотических клубов Волгоградской области, которые по традиции проходят в феврале. Поисковое движение, как вы заметили, развито, хотя хотелось бы, чтобы еще больше было отрядов. Также проводятся различные конференции, мероприятия, направленные на воспитание гражданского патриотизма. Различные акции устраивают общественные организации, например, «Я – гражданин России» РСМ. У нас много интересных проектов, но мы понимаем, что, безусловно, есть еще над чем работать.
– По сравнению с советскими временами число детских оздоровительных лагерей резко сократилось. Их либо перепрофилировали, либо попросту закрыли. Как КДМ организует отдых молодежи летом?
– В первую очередь на это работает система военно-патриотических лагерей как наиболее интересная и эффективная. Так, в прошлом году на базе такого лагеря проводился семинар по организации лагерей этого типа в Южном федеральном округе. Вообще идея патриотизма не берется ниоткуда, она исходит из глубины души тех людей, которые эти программы создают. Да и не то это направление, которое принесет какую-то материальную выгоду. Например, поисковики в дождь и холод поднимают останки погибших солдат. Это занятие само по себе не такое уж радостное. Вот вам патриотизм – занятие для людей, которые готовы к трудностям и проблемам, чьи нравственные начала достаточно высоки.
– Вы говорили, что большой акцент в воспитании молодежи делается на оборонно-спортивные лагеря. Сколько ребят в среднем проходит через них за сезон?
– Около пятисот человек. А через профильные – приблизительно восемь тысяч. Мы работаем над тем, чтобы и базы открывались, и программы профильных лагерей видоизменялись. В этом году будем во второй раз проводить лагеря по округам. Там идет работа детского актива на уровне межмуниципального взаимодействия. Например, в Светлоярский округ входят Светлый Яр, Октябрьский и Котельниковский районы, которые и будут проводить единую профильную смену. Так что дети из разных районов смогут познакомиться друг с другом. А в связи с новым законом мы берем на себя межмуниципальное взаимодействие, поэтому и развиваем межмуниципальные мероприятия, акции добрых дел: лагеря, конкурсы молодых семей, конкурсы «Волгоградская область – благоустроенная область»... Чтобы это осуществить, нам необходим сплоченный актив.
– В других регионах ситуация воспитания молодежи если контролируема, то угрожает не сегодня-завтра перестать быть таковой. Может, пора проводить «круглый стол» для совместного решения проблемы?
– Приведу такой пример: нас в качестве экспертов пригласили читать лекции в Петрозаводске, где только что был сформирован КДМ. Нас от КДМа поехало трое, чтобы в течение двух дней рассказать, как все должно организовываться. Мы приехали, а на семинар не было собрано ни одного руководителя. Через два месяца в Карелии начались известные события в Кондопоге. То есть сегодня, чтобы делиться опытом, необходимо еще желание тех, кто хочет его перенять. И если ситуация в каких-то регионах не очень хорошая, это, на мой взгляд, говорит не о том, что там плохо работают, а о том, что там нет желания хорошо работать. Потому что ситуация по стране примерно одинаковая, а если где-то все очень гладко, то это свидетельствует исключительно о добросовестной работе. Основная нагрузка, конечно, лежит на общественных организациях.
Так что к сотрудничеству приглашаются все неравнодушные к развитию молодежной патриотики и гражданственности, чтобы людей в нашей стране наконец-то начали определять по поступкам, а не по графам, исчезнувшим из паспортов, но требуемым вернуть националистами...
Анна СИВОЛОБОВА
Опубликовано: 2007-05-17
|