Олимпийские надежды
Елены Слесаренко
С каждым годом Россия все больше укрепляется на международной арене. Спасибо за «прорыв» мы говорим не только политикам, но и людям, благодаря победам которых весь мир поднимается под гимн нашей Родины. И слезы наворачиваются у победителей и тех, кто болел за них, у нас – россиян…
Волгоградская область неслучайно названа землей олимпийских чемпионов, ведь по количеству медалей она точно заняла бы одно из первых мест в общезачетной таблице. Олимпийскую золотую медаль в копилку нашей области добавила и Елена Слесаренко, чемпионка Олимпийских игр 2004 года в Афинах и чемпионатов мира по прыжкам в высоту. Сейчас Лена активно готовится к соревнованиям, но находится время и для общения с любимой газетой молодежи области.
– Сейчас стало модным привлекать спортсменов в качестве «лиц» партий...
– Я не состою ни в какой партии, да и предложений не было. У меня другие задачи: показывать хорошие результаты, защищать честь России на международных стартах. А политические вопросы обычно всплывают после Олимпиад…
– Вы начинали заниматься спортом в конце 90-х. В то время финансирование соревнований, как выездных, так и областных, осуществлялось в основном за счет родителей. Часто перспективные дети не могли куда-то выехать из-за недостатка денег в семье…
– Вы знаете, меня это не коснулось. Наоборот, я вообще не помню, чтобы родители мне денег давали – всегда мы ездили за счет спорткомитета, за счет спортшколы. А сейчас даже не знаю, как с этим… Мой тренер все решает – билеты, гостиница, поэтому меня не касаются вопросы по оплате. За что ему очень благодарна.
Тут другой вопрос очень важен: когда я только начинала заниматься атлетикой, нам, юным спортсменам, уделялось достаточно времени. Наша 10-я спортивная школа Дзержинского района арендовала стадионы и бассейны – мы тренировались, плавали. А сейчас детский спорт сталкивается с такими проблемами, как ограничения по времени пребывания на стадионе. Моя первая тренер жалуется, что ее постоянно пытаются выгнать со стадиона за то, что не заплатили или не доплатили. У них аренда всего лишь час в неделю, притом девочкам надо прыгать в высоту хотя бы три раза в неделю, а они учатся в разные смены. Раньше таких проблем не было.
– Лена, а вы сами мастер-классы для детей не проводите?
– Провожу иногда. Подсказываю ребятам, которые со мной тренируются в группе у Горькова, иногда – девочкам Марины Геннадьевны Апанасенко, моего первого тренера. Подсказываю – в смысле высказываю свое мнение. А взгляд со стороны – человека, который в деле разбирается, не может быть лишним. Ну а принимать ли это к сведению, решает только тренер.
– Шесть раз в неделю тренируетесь, по два раза в день! Сильно устаете?
– Ну, сейчас пять раз. Два выходных у нас: четверг и воскресенье. А в день получается около пяти часов занятий. Но тренировка – это уже привычка, даже с удовольствием иду, утром, вечером…
Утренняя тренировка – техническая. Мы недавно вернулись со сборов из Кисловодска, где не было условий прыгать в высоту. А уже скоро начнется соревновательный сезон – надо больше прыгать. Так что сейчас пользуемся возможностью. Утром, во-первых, погода чудесная, во-вторых, комфортнее тренироваться в плане того, что меньше людей на стадионе. Вечером – побольше. Конечно, очень радует, что у нас массовый спорт, но, с другой стороны, немножко мешает, поэтому подстраиваемся под ситуацию: делаем технические тренировки утром. А ближе к соревнованиям будем делать и вечером, т. к. соревнования проводятся обычно вечером.
– У вас очень большие нагрузки. Это требует какого-то особенного питания?
– Да, спортсмены-профессионалы четко следят за питанием. Мы часто делаем биохимический анализ крови. Результат может показать, что помимо того, что устала, (спортивный термин – «забились мышцы»), еще и мяса многовато в последнее время ела. Это тут же корректируется. Таких поблажек, как наесться, мы себе практически никогда не делаем. Что касается пищи, я стараюсь не отходить от повседневной жизни. И если уж очень хочется – могу пойти в McDonalds поесть! Я употребляю необходимую пищу, но по количеству стараюсь каждый день съедать одинаково. Если переела – утром это выразится в килограммах или граммах. А прыгать, если набираешь вес, – тяжело и травмоопасно. Ведь это усиленная нагрузка на суставы, на стопы…
– Когда зрители смотрят соревнования и слышат комментаторское «Он прибавил 700 грамм! Как же, бедняга, будет прыгать?», очень удивляются. Казалось бы, вес незначительный, а так важен…
– Зрительно он заметен профессионалам, когда мы выступаем в короткой форме. Допустим, человек был в хорошей форме – весил 58 кг, а сейчас он прибавил – 62 весит. Результат, соответственно, тоже изменяется, так что не только внешний вид страдает.
– А какие физические данные должны быть у перспективного прыгуна в высоту?
– Рост немаленький, узкая кость, худощавое телосложение. Длина ног не очень влияет, но должны быть нормальные пропорции. Проблема – в широкой кости: многие талантливые девушки всю жизнь сидят на диете, а все равно весят больше, чем мы, у кого таких сложностей нет.
Елена Слесаренко после окончания школы поступила в Волгоградский медицинский университет.
– Училась на фармакологическом отделении (тогда факультет только открылся). Это была мечта моего детства. Мне и сейчас эта профессия интересна, но, к сожалению, она требует очень много времени и большой отдачи. Чтобы быть хорошим специалистом, надо этим жить. А чтобы быть спортсменом, нельзя такое количество времени тратить на учебу.
Сейчас учусь в физкультурной академии, уже в аспирантуре факультета легкой атлетики. Здесь у меня свободный график. Сдаю экзамены и зачеты, когда получается вырваться.
– Последнее время наше правительство, обеспокоенное ничегонеделанием молодежи, стремится привлечь ее в спорт. При этом приманивает: «Ребята: это же здоровье!». Вы, как состоявшийся спортсмен, можете назвать какие-то более привлекательные стороны спорта?
– Когда уезжаешь на сборы, попадаешь в совершенно иную обстановку. Я с детства любила ездить. Во-первых, становилась самостоятельной, ведь, кроме тренера, на меня никто не мог повлиять. Его всегда слушала безоговорочно, может быть, поэтому и добилась каких-то результатов. Вообще всем детям хочется вырваться из-под опеки родителей. И когда попадаешь на сборы, где у детей в отличие от взрослых не каждая минута расписана, то вместе с тренером организуешь себе питание, тренировки. Ты чувствуешь свою ответственность. Да и характер воспитываешь: ты приехал, чтобы хорошо тренироваться, надо поесть, отдохнуть, нельзя весь день лазать где-то…
– Лена, когда побеждаете, возникает вопрос «А что дальше?».
– Нет. Потому что знаю: закончились соревнования – начался новый этап подготовки к следующим, потом будет еще один и еще... Конечно, как любой спортсмен, люблю побеждать. Если я не первая – это для меня проигрыш.
– Раньше на ваших тренировках присутствовал муж. Сейчас нет такой возможности?
– Нет, он приезжает. Но, работая в клубе в Московской области, сегодня уехал с утреца. Я его проводила, поэтому пришла на тренировку самая первая, теперь вот тренера жду (смеется).
– Вы всегда очень серьезная на соревнованиях. Это черта характера или неудачные кадры телеоператоров?
– Я не то что проиграть боюсь, а шанс не хочу упустить, потому что вся в полете… Если придется изыскивать внутренние силы, глупо будет растерять их на эмоции. Вы меня просто после соревнований не видели, – застенчиво улыбается Лена. – Все как надо! Меня вот удивляет, когда спортсмен в секторе сидит и улыбается, а потом какие-то копейки проигрывает. Кажется: «Ну что ты улыбаешься?! Нет чтобы собраться, разозлиться и сделать!» Российские спортсмены вообще немножко позлее – наша жизнь все-таки влияет. Приходится серьезно относиться к спорту: это не хобби, а настоящая работа. Да, мы отдыхаем: едим, спим, на выходных – в сауну, на массаж.
– А ночные клубы?
– Ну какие клубы? Мы готовимся к важным соревнованиям, от этого зависит наша судьба, судьба медалей… Отдыхаем мы после соревнований. Уезжаем на море чаще всего. Хочется по песочку походить там, где людей поменьше.
Но даже на море в тренажерный зал ходим. Лежать на отдыхе скучно, хочется новых эмоций. Активный отпуск – это для нас!
– Лена, вы достаточно сдержанный человек. Но что все-таки раздражает?
– Раздражают банальности нашей жизни, волокита, бумажная в том числе, бюрократия. Казалось бы, делаешь не только на благо себя, а и честь Родины защищаешь, люди должны понимать, но не понимают. Вот это раздражает.
Высказав наболевшее, Лена начала тренировку. Первая ее часть – разминочный бег (пока народ не набежал). Благодаря ей модернизировали родную спортивную школу, да только от арендной платы никого не освобождают. А аренда стадиона в месяц обходится в 30 тысяч, хоть и нет на нем необходимого спортивного инвентаря, да и времени – час в день. Все-таки Лене повезло – успела добиться результатов, пока занятия спортом были еще общедоступными. Неужели другие наши менее одаренные ребята, только начинающие свою спортивную карьеру, так ее и закончат без слез радости на олимпийском пьедестале? Только потому, что не было денег на оплату тренировки...
Анна СИВОЛОБОВА
Опубликовано: 2007-05-10
|