Татарские корни обычных вещей
Как Волга вместила в себя воды многочисленных притоков (более 200 рек, речек и речушек), так и нынешняя русская культура за века вобрала и «переработала» многочисленные культуры соседних народов: татар и башкир, мордвы и марийцев, немцев и грузин, чувашей и калмыков...
Чужое незаметно становилось своим! Сейчас даже странно: оказывается, слова «собака» и «лошадь» тюркского происхождения.
– Кстати, «тюркский», а значит, и татарский след на просторах волжских степей столь заметен, что его не смогли «стереть» никакие экономические и политические катаклизмы, – рассказывает одна из руководительниц Центра национальной татарской культуры, что располагается в музее-заповеднике «Старая Сарепта», Тойфа Мустафина. – Начнем с того, что первое название города Волгограда – Царицын – по происхождению татарское. «Сары-Су» означало с тюркского «желтая вода», а для русского уха звучало как «Царица». А город, который на ней построили, татары нарекли как «Сары-Чин» (желтый песок), что опять же похоже на «Царицын». Кстати, прежнее название города Астрахани звучит как Хаджи-Тархан, а Нижнего Новгорода – Ибрахим, Воронежа – Юл Кирмон... Думаю, что в популярности тюркских корней «виновата» Золотая Орда. В этот период сформировался этнос, который расселился по огромной территории. Татары жили в Казани, Астрахани, Сибири, Касимове, Крыму, на Мещерской земле, в ногайских и башкирских степях, потому и называются они по-разному: казанские, астраханские и сибирские татары, крымские татары, мишары, ногайцы и башкиры.
Также от Тойфы Тагировны я узнала еще вот о каких любопытных исторических фактах, связанных с обитанием на наших территориях татар. Например, на месте высотки, которую мы видим сегодня справа при въезде в Волгоград со стороны Спартановки (на ней еще красуется реклама «Пепси-колы»), когда-то стояла золотоордынская мечеть, отсюда и название – Мечетка. Рядом же когда-то был татарский город, или караван-сарай.
Когда рыли котлованы под современные дома, археологи местного педуниверситета не упустили возможности покопаться в отвалах и нашли здесь множество наконечников стрел, предметы ордынского быта, зеркала, монеты.
Сегодня татары Волгограда и области заняты подготовкой традиционного татарского праздника Сабантуй (что переводится как Праздник плуга), который будет отмечаться в Волгограде 19 мая. Издревле он был посвящен окончанию весенних посевных работ. В это время у земледельцев всегда появляется небольшой перерыв перед началом сенокоса и уборки урожая. Кстати, традиционный татарский праздник популярен и у других национальностей. В нем с удовольствием принимают участие русские, украинцы, казахи и немцы. Гвоздем песенно-музыкальной программы праздника станут соревнования по национальной борьбе «кэрэш» и бегу в мешках. И, конечно, гости праздника смогут попробовать блюда татарской кухни.
…В Волгоградском национально-культурном центре есть еще один «житель» под вроде бы смешным для русского уха названием «Чишмэ». Оказывается, это слово с татарского переводится как «родничок». Так называется ансамбль национально-культурной автономии татар Волгоградской области, руководит которым Луиза Аблеева. Она чудесно играет на мандолине. Причем на слух, без нот!
– Мы хотим, чтобы возможностей познакомиться кому-то с нашей культурой, а нам – с чужой, было больше, – говорит Луиза Аблеева. – Это нужно прежде всего молодым, которым жить, строить и, конечно же, понимать друг друга!
А буквально на днях коллектив отметил свой 17-й день рождения –
первый концерт ансамбля был в 1990 году. Тогда «Родничок» был совсем небольшим – всего 8 человек, а сейчас артистов уже 25.
– Очень надеемся, что и дальше история нашего Центра и ансамбля, как и история татарского народа, будет развиваться такими же стабильными темпами, – прощаясь, сказала мне Луиза Аблеева.
Ева Ненашева
Опубликовано: 2007-05-10
|