Волжская Грузия
Насколько цивилизованна страна – определяют по национальной толерантности. Как известно, по России картина эта разнится: от неприятия до очень теплого, дружественного соседства. За свой регион в этом отношении можно не краснеть: ни переселенцам, ни иностранцам не страшно приезжать к нам учиться или работать. Мы говорим «добро пожаловать!» всем, кто приезжает в город-герой, чтобы сделать его лучше.
Этим «лучше» Волгоград становится и благодаря образцово-показательному ансамблю «Саирме» под руководством грузинского хореографа Ирмы Гогсадзе. Ансамбль начал свое существование как кружок еще в 1996-м, в него ходили всего 10 человек. Но с первого же года существования пошли победы, и уже через три года «Саирме» превратился в хореографическую студию!
Расскажем о создателе этого танцевального великолепия: Ирма Вахтанговна Гогсадзе родилась в Кутаиси, Грузия. Младшая девочка была столь долгожданным ребенком, что родители на радостях дали ей вовсе не грузинское имя. Вообще в Грузии принято, что все имущество семьи переходит к младшему ребенку, если нет мальчиков. И хотя у Ирмы были старшие сестра и брат, это не помешало ей стать наследницей всего родительского состояния. Взрослая ее жизнь началась по всем клишированным «правилам» – красавицу-девушку украл жених и спрятал в доме друга. Да только свадьбы пришлось ждать – у друга умер дядя, и должен был пройти положенный срок. А дальше... дальше началась жизнь, в которой Ирма стала мамой и хореографом.
– Ирма Вахтанговна, расскажите, какая она, настоящая грузинская семья?
– Во-первых, детям с рождения прививается уважение к родителям, к старшим. Они должны научиться чувствовать разницу между сверстниками и взрослыми и вести себя соответственно. Во-вторых, ребенку объясняют, что он должен трудиться, получить образование. Высшее образование старается дать своим детям каждый родитель. Но выбор профессии должен быть осознанным, чтобы потом не в руки кому-то смотреть, а работать стабильно. Девочек мы учим быть настоящими хозяйками, а в мужчинах (Ирма не говорит «мальчики», т. к. уже с рождения они воспринимаются как взрослые, только пока маленькие) воспитываем решительность, мужественность. Основной чертой наших мужчин является чувство ответственности за свою семью: он должен ее содержать, заботиться о жене и детях. А об открытой душе грузин, думаю, уже много сказано (улыбается). Что касается женщин, то они у нас нежные и добрые жены, заботливые матери. Конечно, мужчина – глава семьи, он зарабатывает деньги. Но женщина должна ими грамотно распорядиться, чтобы было хорошо всем, никто ни в чем не нуждался.
– В Грузии семья стоит на первом плане. В какие праздники вы обычно все вместе собираетесь?
– Если не считать христианских – Рождества и Пасхи, то старый Новый год – главный праздник. Все дарят друг другу подарки, ходят в гости. В селах и провинциальных городках сохранилась традиция приглашать в этот праздник в дом человека, у которого легкая рука. Он должен первым переступить порог, чтобы весь год в семье было счастье.
– А на родину часто ездите? По родным, наверно, очень скучаете...
– Да, я люблю Грузию. Правда, целых шесть лет не была – только этим августом выбрались. А все из-за введения виз, гражданства... Мои дети лишены общения с бабушками-дедушками, поэтому мы с мужем стремимся компенсировать эту недополученную любовь. Мы всегда вместе. Старшая дочь уже замужем, в августе ждем внука, часто у нас бывает. Несмотря на то что учится в ВолГУ на психолога и в медицинском колледже на акушерку, старается помочь мне. В том числе и в воспитании своих сестры и брата. В Грузии каждый человек стремится помочь другому, тем более родственнику.
В Волгограде нет грузинской общины – мы собираемся в студии «Саирме». Вот так просто сидим, разговариваем, мечтаем о национальной кухне... А если случилось что, стараемся помочь. Не дай бог умер кто – собираем деньги, чтобы отправить на родину. Но не только печальному есть место. В Грузии самый красивый обычай – застолье, например, свадебное. Днем гости гуляют у невесты, вечер и ночь – у жениха. У нас принято, что невеста приводит гостей в полтора раза больше жениха. Обычно гуляют 800–1000 человек. Представляете, сколько надо готовить! Помогает вся улица, готовят по двое суток: одни – сациви, другие – торты... А в Волгограде мы готовим все; так и на свадьбе моей дочери было.
– Ирма Вахтанговна, являясь руководителем студии народного танца «Саирме», вы привносите в нашу жизнь какие-то грузинские традиции?
– В основном, конечно, танцевальные. В 2005 году ансамблю присвоили звание образцового, так что желающих теперь стало
еще больше. К нам приводят совсем деток, школьников, приходят студенты, даже политики и предприниматели наведываются. Последние хотят научиться какому-нибудь танцу к празднику, чтобы всех удивить. С ними занимаемся индивидуально. А вот ансамбль – это уже сложившийся коллектив. Мы даем концерты по Волгоградской области, даже в Венгрии побывали. А очередным нашим очень серьезным конкурсом станет «Всероссийская студенческая весна». В прошлом году мы взяли спецприз, посмотрим, что в этом будет. Обещаю только одно – мы будем очень стараться.
– У вас в ансамбле занимаются ребята различных национальностей и религий. Никогда не бывает конфликтов?
– Да что вы! Если честно, то политика – это только внешнее. Народ далек от всяческих национальных споров. У нас занимаются русские, грузины, евреи, греки, дагестанцы, чеченцы, армяне, азербайджанцы. Между последними, между прочим, политический конфликт, но только не в жизни. Давно пора понять, что народу делить нечего. Я на себе не ощущаю никакой национальной неприязни. Конечно, кто-то может сказать: «Сидела бы дома», но это скорее свидетельствует о его ограниченности. Мы чувствуем, что приехали в другую страну, поэтому принимаем местные традиции. Грузины говорят: в какой город приехал – его шапку и надевай.
– Если помечтать, то какой город кажется вам идеальным?
– Когда я захожу в церковь, единственной моей просьбой является, чтобы был мир. Я ставлю свечи за близких, а сама молюсь об этом. Ведь если будет мир, всего можно достичь.
Ирма Гогсадзе уверена, что всех людей объединяет культура. Искусство не знает национальных различий – оно живет в каждом. И задача каждого педагога, хореографа, режиссера – научить весь «интернационал» игре на инструментах искусства.
Анна СИВОЛОБОВА
Опубликовано: 2007-05-10
|